ГРЭМ ГРИН
(02.20.1904 - 03.04.1991)
выдающийся британский писатель, который пришёл
в большую литературу из журналистики. Отсюда и яркий, реалистичный подход к творчеству. Проза Грина динамична, остросюжетна, актуальна. Недаром автор считается классиком английской литературы с тех самых пор, как написал свой первый знаменитый роман «Сила и слава».
Безусловным признанием творчества литератора,
наряду с выдвижением на получение Нобелевской премии, стали многочисленные экранизации его книг,
в числе которых оскаровские номинанты и лауреаты,
такие как «Третий человек», «Конец романа» и другие.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Генри Грэм Грин родился 2 октября 1904 года в Беркхамстеде, графство Хардфордшир, Великобритания.
Отец Чарльз Генри Грин – директор привилегированной школы.
Мать Мэрион Рэймонд – домохозяйка, воспитала шестерых детей (Грин – четвертый).
Отношения с родителями у Грэма складывались сложно, и, несмотря на обилие братьев и сестёр,
его не покидало чувство одиночества, он не раз писал в дневниках о «чувстве льда в сердце».
Не сложились у подростка отношения и со сверстниками: Грин учился в школе, которой руководил его отец.
Это стало причиной отчуждения от юноши одноклассников, более того, нашлись даже те,
кто стал изводить школьника насмешками из-за его меланхоличной сущности и увлечения поэзией.
ЖУРНАЛИСТИКА И КНИГИ
В 1925 году будущий литератор окончил колледж, а в 1926-м переехал в Ноттингем, здесь работал
помощником редактора в газете. В этот период Грин обращается в католичество. Этот поступок писатель объясняет так:
«Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами».
Вскоре молодой человек переезжает в Лондон, устраивается внештатным корреспондентом газеты «Таймс»,
а потом и помощником редактора. На этой позиции трудится до 1930 года, вплоть до своего ухода из журналистики.
Причиной тому послужил успех первого романа Грина «Человек внутри» (1929).
Герой произведения писателя – Френсис Эндрюс, молодой контрабандист, который борется с внутренними демонами (ненависть к отцу, чрезмерное самокопание). Они вынуждают юношу предать друзей, толкают на убийство любимой
и в итоге – на самоубийство. Эндрюс, как пишут критики, прообраз многих персонажей автора.
В начале 30-х годов писатель публикует детективный роман «Стамбульский экспресс», с которого началась серия экранизаций книг Грина и вообще его близкое знакомство с миром кино. Много лет (1932-1940) он сотрудничал с журналом «Спектейтор» и написал более 500 рецензий на фильмы.
До конца 30-х годов литератор много путешествует. Побывал в Либерии и Мексике, впечатления от которых отобразил в книгах «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939).
Во время Второй мировой войны Грин служил в британской разведке (также завербованы были его братья и сестры), побывал с миссиями в Западной Африке и Португалии. В годы войны (1942) пишет книгу «Ведомство страха» – шпионский роман, снабжённый всеми необходимыми спецэффектами – погонями, стрельбой. В 1944 году он был экранизирован как «Министерство страха».
В послевоенные годы Грэм Грин вернулся к репортерской профессии – работал корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. И снова переживаемые в ходе миссии события стали темами его сочинений.
Так, на основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 годов создан роман «Тихий американец», в котором автор критикует политику США, проводимую во Вьетнаме. В центре сюжета – судьбы трёх героев: молодого американца, британского журналиста и его вьетнамской подруги.
До конца 50-х годов писатель пишет ещё 2 романа – «Выигрыш» и «Наш человек в Гаване». Последний продолжает линию шпионской тематики, но приобретает новую жанровую направленность – роман-пародия.
В 60-70-е годы Грин в качестве корреспондента объездил множество стран, не раз бывал в горячих точках. Биография романиста насыщена встречами и знакомством с видными людьми того времени – политиками, дипломатами, писателями, артистами.
В эти годы рождаются его романы «Путешествия с тётушкой», «Комедианты», «Почётный консул» и «Человеческий фактор».
Библиография писателя пополняется вплоть до конца 80-х годов. Среди произведений этого периода выделяются «Монсеньер Кихот» (1982) и «Капитан и враг» (1988).
Высокое признание творчества Грина при жизни подтверждено почетными британскими наградами: орден «Кавалера славы» (1966), «За заслуги» (1986).
А вот Нобелевскую премию литератор не получил, причиной чему стало эксцентричное поведение писателя.
Многие критики сходятся во мнении:
Грэм Грин — именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам».
Известно, что сам он делил свои произведения на «серьёзные» и «развлекательные»,
но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет,
запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.
Его успеху как творческой личности, неординарного мыслителя способствовало умение соединять несоединимое
(трагедию и фарс, триллер и философский роман, политический памфлет и пронзительную лиричность),
«вознестись» над обстоятельствами и оценить происходящее со стороны.
За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма.
Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола — будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости — оставалась непреходящей.
Писатель находился на границе двух миров: реального и вымышленного, светского и религиозного, капиталистического и социалистического. Выдержать это противостояние автору помогли общечеловеческие ценности и гуманизм в его высшем проявлении. В эпоху ломки привычных представлений о морали, разрушения нравственного кода Грэм Грин предложил,
следуя великой гуманистической традиции мировой литературы, зачастую отбрасываемой под натиском модных течений, единственно верное мерило всех ценностей - человеческое сердце.
Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф,
реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки