Джон Рональд Руэл Толкин
(03.01.1892 - 02.09.1973)
британский писатель, поэт, переводчик, лингвист и филолог.
Один из самых известных писателей XX века, автор более двухсот различных публикаций (37 книг, 63 статьи, 121 перевод)
и множества незавершённых работ.
Наиболее известен как автор классических произведений
«высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион». Эти книги породили сотни переводов,
подражаний, продолжений и адаптаций.
Авторский миф Толкина, который отчасти может представлять собой реконструкцию мифологии донорманнской Англии, является литературным феноменом XX века и самим автором с позиции жанра именовался «волшебной историей» и «мифом».
Ни для кого не секрет, что вселенная, которую создал в своих книгах и рукописях Джон Толкин, — одна из самых тщательно проработанных, а потому самых интересных и глубоких литературных вселенных. Изучение всех её нюансов — настоящее испытание на прочность. Однако если вы хотите ориентироваться во всём разнообразии толкиновских сюжетов —
от «Властелина колец» и «Хоббита» до «Сильмариллиона» и прочих «Хуринов», — то этот материал окажется
для вас интересен и вы наконец перестанете блуждать по миру Толкина, как по дремучему лесу,
а пуститесь в свободное плавание по фантазии одного из богатейших умов прошлого столетия.
2 сентября 1973 года Джон Толкин скончался, оставив грандиозную коллекцию рукописей, заметок и записок.
Кристофер Толкин, сын писателя, посвятил всю свою жизнь редактированию и изданию записей отца. При жизни Толкин успел издать только два своих ключевых произведения — «Хоббит» и «Властелин колец». Обе эти книги, в свою очередь, опирались на широкий пласт преданий и легенд, часть из которых Толкин написал полностью, часть — составил схематично и отрывками. Причём большинство записей о своей вселенной Толкин на протяжении всей жизни регулярно дорабатывал и переписывал, меняя порой не только имена и названия, но и ход событий.
Кристофер Толкин проделал поистине титанический труд, отредактировав и опубликовав практически все предания
из мира Средиземья.
Что примечательно, небольшой экскурс в свою вселенную Толкин составил сам — в письме Мильтону Уолдману
из издательства «Коллинз», датированному концом 1951 года. В этом достаточно объёмном письме, которое зачастую публикуется как предисловие к «Сильмариллиону», Толкин не только объяснил, как связаны события его вселенной,
но и рассказал, с чего зародилась идея всего цикла его произведений.
На пути к созданию Средиземья
Всё началось, как писал сам Толкин, с двух увлечений: молодой Джон любил придумывать новые языки (и, став профессиональным филологом, только укрепил свои навыки) и пылал страстью к мифам и волшебным сказкам, в особенности - к героическим легендам. Однако Толкина огорчало почти полное отсутствие достойных легенд у себя на родине, в Англии:
Собственно, первоначальной идеей Толкина было создать цикл легенд — от преданий глобального,
космогонического масштаба до романтической волшебной сказки, — который он мог бы посвятить Англии.
Большое влияние на творчество Толкина оказала Первая мировая война, в боях которой писатель принимал непосредственное участие. Отправившись в запас и находясь под глубоким впечатлением от разрушительной войны,
в 1916–1917 годах Толкин начинает работу над «Книгой утраченных сказаний» — произведением, которое было оставлено незавершённым, но включало первые прообразы тех мифов и легенд, впоследствии составивших «Сильмариллион».
Это издание нельзя однозначно относить к основному легендариуму, поскольку в нём содержатся многие оригинальные рукописи, впоследствии переписанные и изменённые. Большая часть томов «Истории Средиземья» представляют
лишь исследовательский интерес для поклонников Толкина и неподготовленному читателю не рекомендуются.
«Сильмариллион» — это, по сути, краткая история Средиземья, которая связывает воедино все сюжеты Толкина.
Это своего рода единое сюжетное древо, некоторые из ветвей которого оказались развиты намного значительнее других
и превратились в отдельные полноценные произведения. Циклы начинаются с космогонического мифа: «Музыки Айнур». Явлены Бог и Валар (или власти; в английском языке именуемые богами). Последние — своего рода ангелические силы, каждый Валар призван выполнять свою конкретную задачу. Сразу же после этого мы переходим к «Истории эльфов».
«Сильмариллион» рассказывает, как эльфов изгнали из Валинора (обитель Богов, своего рода Рай), как они вернулись
в родную обитель — Средиземье и как яростно сражались с Врагом. Название книги выбрано не просто так —
связующей нитью для всех событий становится судьба и суть Первозданных Самоцветов, или Сильмарилей.
Главный злодей «Сильмариллиона» — это Мелькор (Моргот), противник богов-Валар и олицетворение мирового зла. Множество войн прогремело в начале времён и в ходе Первой Эпохи по вине Моргота,
однако «Сильмариллион» заканчивается окончательным пленением и изгнанием злодея из Арды.
В книгу «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», изданную тремя годами позднее, Кристофер Толкин
включил те сюжеты отца, которые не были завершены, но важным образом дополняли легендариум «Сильмариллиона». Отличительная черта «Неоконченных преданий» заключается в том, что они фокусировались вокруг событий Второй и Третьей Эпох. Вместе «Сильмариллион» и «Неоконченные предания» составляют наиболее важный свод легенд вселенной Толкина, на который опирается шедевральный «Властелин колец».
Центральным сюжетом всей своей жизни Толкин считал легенду «Берен и Лутиэн» —
историю любви смертного мужчины и бессмертной эльфийки, на создание которой оказала значительное влияние
настоящая любовная история между писателем и его будущей женой Эдит.
Здесь, помимо прочего, мы впервые встречаемся со следующим мотивом (в «Хоббите» он станет доминирующим): великие события мировой истории — «колёсики мира» — зачастую вращают не владыки и правители, а простые и неизвестные герои. Берен, изгой из рода смертных, с помощью Лутиэн — слабой девы, пусть и королевского рода, — добивается успеха там, где потерпели неудачу все армии и воины: он проникает в твердыню Врага и добывает один из Сильмарилей Железной Короны. Таким образом он завоёвывает руку Лутиэн, и заключается первый брачный союз смертного и бессмертной.
В отличие от «Детей Хурина», книга «Берен и Лутиэн», изданная Кристофером в 2017 году, практически не содержит нового материала и представляет собой сборник из нескольких версий уже известной по «Сильмариллиону» легенды.
Похожий подход будет применён и в книге «Падение Гондолина» — в ней мы увидим несколько версий одного и того же предания. «Падение Гондолина» — это, по сути, первое произведение Толкина о Средиземье, написанное им под впечатлением от Битвы при Сомме — одного из самых кровопролитных сражений Первой Мировой войны.
«Властелин колец» и «Хоббит»
Вот мы подобрались к основным произведениям Толкина, известным на весь мир — книгам «Хоббит» и «Властелин колец».
События этих книг происходят в конце Третьей Эпохи Средиземья — спустя несколько тысячелетий после событий
трёх «великих сказаний». Очертания Средиземья сильно изменились, часть материка была разрушена.
Упавшее знамя Моргота подхватил его могущественный слуга Саурон, и из-за его козней людская раса претерпела множество бед. Ключевым событием Второй Эпохи стало разрушение острова Нуменор: об этом рассказывает предание «Акаллабет», включённое в состав «Сильмариллиона». Выжившие в ходе катастрофы люди перебрались в Средиземье
и основали там королевства Арнор и Гондор. Арнор с течением Третьей Эпохи постепенно угас и пал под натиском сил зла,
а Гондор стал главной целью Саурона в его войне, которая получила название Война Кольца
и легла в основу трилогии «Властелин колец», состоящей из книг "Братство кольца", "Две крепости" и "Возвращение короля".
Одно из главных событий Второй Эпохи Средиземья — это создание колец власти.
Эта история излагается в финальном разделе «Сильмариллиона». Саурон обманом склонил эльфов,
оставшихся в Средиземье, создать кольца власти, замедляющие эльфийский «упадок». При этом кольца усиливали врождённые способности владельца, а также обладали некоторыми другими свойствами:
например, делали невидимыми материальные объекты и видимыми — сущности незримого мира.
Началась война, которая погрузила Средиземье во мрак. Война Последнего Союза завершила историю Второй Эпохи. Эльфы и люди объединились против Саурона и уничтожили его материальную оболочку, избавив от Кольца Всевластья. Однако по досадному упущению кольцо не было уничтожено, и именно этот факт дал почву для развития событий книг «Хоббит» и «Властелин колец».
Ключевые персонажи
Фродо Бэггинс – маленький хоббит с огромным сердцем, готовый на все ради спасения родного края.
Его упорство и непоколебимая воля ведут его сквозь тьму.
Гэндальф – мудрый и могущественный маг, направляющий и оберегающий Фродо на его опасном пути.
Сэм – верный спутник Фродо, воплощение преданной дружбы и неиссякаемого оптимизма.
В самые трудные минуты именно он поддерживает Фродо и помогает ему не сдаться.
Леголас– лесной эльф, доблестный и отважный воин.
Арагорн– опытный странник, храбрый боец, прямой потомок древнего королевского рода.
Боромир– старший сын и законный наследник престола Гондора.
Гимли – гном, бесстрашный и решительный в своих действиях.
Саруман – пал от руки собственного слуги.
Саурон – темная сила, воплощение всего ужасного и злого в мире.
Мерри и Пиппин – хоббиты, ставшие участниками Братства Кольца.
Вкратце о саге
Роман "Властелин колец" Джона Толкина, наряду с захватывающим повествованием и битвами, поднимает важные темы,
такие как дружба, преданность, мужество и самопожертвование.
Он оставляет читателя с впечатлением глубокого мира Средиземья и незабываемыми переживаниями героев.
"Властелин колец" – это история о том, что даже самый обычный человек
может стать героем и изменить судьбу мира к лучшему.
Наш краткий пересказ лишь малая часть захватывающего путешествия.
Рекомендуем погрузиться в мир "Властелина колец" сполна, прочитав полную версию произведения.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №13