Илер-Жермен-Эдгар де Га
или Эдгар Дега
(19.07.1834 - 27.09.1917)
французский живописец, один из виднейших представителей импрессионистского движения.
Он знал язык жестов и с выдающейся лёгкостью
и мягкостью изображал его на полотнах.
Из-под искусной руки художника выходили изящные портреты знатных особ, танцовщиц, жокеев
и гладильщиц. В картинах Эдгара Дега, казалось бы, простые сюжеты из жизни, но они притягивают
и запоминаются тем, что в них сама жизнь…
ДЕТСТВО
Эдгар родился в Париже в семье банкира. Его отец Август де Га, будучи молодым человеком, приехал в столицу Франции, где и организовал филиал неаполитанского торгового дома и женился на французской креолке Селестине Мюссон, происходившей из семьи брокера, работавшего на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
В возрасте тринадцати лет мальчик пережил тяжёлый удар судьбы — умерла его мать, которую он горячо любил
и боготворил. Эдгар был способным учеником и пусть не отлично, но успешно окончил школу.
Из предметов ему особенно нравились латынь и история, но больше всего на свете он любил рисовать.
Увлечение поддерживал отец, который искусством интересовался больше, чем финансами. Поэтому юный Эдгар, окончив лицей Людовика Великого в 1852 году, сразу же устроился в Лувр копировщиком.
В силу традиций, Дега, как старший сын, должен был пойти по стопам отца. Поэтому на следующий год
молодой человек, дабы порадовать родителя, поступил на факультет права Парижского университета.
Довольно скоро одержимость искусством привела Эдгара к окончательному решению стать художником
и благодаря своему упорству он смог добиться разрешения отца обучаться живописи. Оставив юриспруденцию, Эдгар Дега близко сошелся с художником Эваристом де Валери — одним из учеников Эжена Делакруа.
Некоторое время он занимался в мастерской Барриаса, а в 1854 начал брать уроки у Луи Ламота -
последователя французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра.
Одновременно с этим Дега поступил в Школу изящных искусств.
ПОИСК СОБСТВЕННОГО СТИЛЯ
1856 год стал переломным в жизни Дега: неожиданно для всех он оставил Париж и обучение в Школе изящных искусств, почти на два года уехав в Италию. Формальным поводом для поездки послужило желание повидать родственников, на деле же — стремление соприкоснуться с выдающимися памятниками Ренессанса.
Первое время пребывания в «колыбели Возрождения» художник посвятил путешествиям по культурным центрам страны — Флоренции, Неаполю и Риму, где с пристальным вниманием изучал работы великих мастеров прошлого. Под наибольшим впечатлением Дега остался от полотен Андреа Мантеньи и Паоло Веронезе, ставших для него идеалом. В 1858 юноша познакомился с Гюставом Моро, который впоследствии был для него не только другом, но и наставником.
Моро оказывал сильное влияние на молодого художника, но если первый отводил главное место цвету, то Дега (как видно в первых работах) утверждал преимущественное значение рисунка, считая его «более плодотворным полем деятельности». В Италии живописец начал поиски собственного художественного языка. По его мнению,
стиль должен был основываться на конструктивно построенной форме и его реалистической трактовке.
Ранние работы Дега отличаются точным и резким рисунком. В этом периоде произведения наделены особой выразительностью, основанной на точном воспроизведении действительности. Так, в картине «Римская нищенка» передана реалистическая правдивость с жесткостью трактовки образа, при этом героиня изображена в весьма условно обозначенном пространстве. Несмотря на некую графичность композиции, картина имеет тонкую цветовую моделировку и выверенную тональную проработку. Фактически с помощью лишь четырёх цветов живописец
создал удивительный и выразительный тип итальянской женщины. В этой картине мастер умело смог решить основополагающую художественную задачу, волновавшую его ещё в период обучения —
соотношение фигуры и окружающего пространства.
Также в начале своего творческого пути Дега создал большинство своих портретов.
Обратился он к этому жанру под влиянием отца, считавшего, что владение навыками портретиста
может обеспечить сыну безбедное существование. Первыми появились изображения членов семьи и автопортреты, затем довольно скоро Дега начал писать портреты своих друзей.
В этих работах проявлялись характерные черты стиля художника, придерживаясь композиционных приёмов, имеющих некоторую связь с техниками старых мастеров. Так, создавая «Автопортрет», он использовал тёмный фон, что характерно для испанской школы живописи и её ярким представителям — Франсиско де Гойи и Диего Веласкеса. Эта картина, как и другие ранние портреты Дега, отличаются некоторой монохромностью колорита.
Апофеозом развития раннего стиля Дега как портретиста стала картина «Семья Беллели»,
где изображены тётя автора Лаура, её муж Дженарро и две их дочери — Джулия и Джованна.
Этот групповой портрет, выражающий психологию героев, точность рисунка и мастерство передачи света,
является одним из лучших произведений жанра середины XIX века.
В последующих работах живописец предпочитал избегать статичности и фронтальности образов
за счёт усиления динамики композиции. Для этого Дега довольно часто пробовал диагональное построение
и неожиданные ракурсы, что позволяло достичь новых выразительных эффектов.
В полотне «Женщина, сидящая у вазы с цветами» применено смелое композиционное решение.
Большую часть картины занимает пышный букет хризантем на столике, возле которого сидит
отвернувшаяся в сторону героиня, словно она случайно попала в изображение натюрморта.
В 1862 в жизни Эдгара Дега произошло очень важное событие: знакомство с Эдуардом Мане.
Вскоре мастер начал посещать кафе Гербуа,
где собирались молодые художники со своими видениями действительности и поисками сюжетов
и выразительности. Здесь часто бывали Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей и многие другие.
В конце 1860-х, как и большинство импрессионистов, Дега обратился к созданию больших серий — «Скачки», «Балетные сцены», «Модистки», «Прачки», где точно раскрывал глубину и сложность внутреннего мира своих героев.
Стоит отметить, что, в отличие от большинства художников-импрессионистов, Дега не искал вдохновения в природе, а воспринимал действительность как динамическую стихию, где главное принадлежит движению.
Поэтому его идеал — это шумный современный город. Благодаря своей наблюдательности и бесстрастности, художник подмечал особенности ритма жизни города и в точности отображал их.
В силу финансовой независимости Дега имел безграничные возможности для творческих экспериментов.
Он смело отбрасывал все каноны и избитые приёмы композиции ради создания новых и неожиданных точек зрения, что придаёт его картинам свежесть и непосредственность. Своих героев мастер запечатлевал
в непринужденных и естественных позах. В результате творческих поисков Эдгар Дега смог добиться той степени выверенности композиции, где нет ничего случайного и всё работает на выражение смысла картины.
В 1870 началась Франко-прусская война. Дега записался добровольцем в пехотный полк,
но на первых же стрельбищах обнаружилось, что он плохо видит правым глазом. Ему поставили диагноз
«отслоение сетчатки, вызванное диабетом». Это стало началом болезни мастера, которая обернётся
в конце жизни почти полной слепотой. В связи с плохим зрением художника перевели в артиллерийский полк.
В 1871, когда закончилась война, Дега совершил короткую поездку в Лондон, а зиму 1872-1873 провел у родственников в Новом Орлеане. В соединённых Штатах Эдгар Дега создал ряд портретов членов своей семьи. Однако скоро он пришёл к выводу, что «не может быть парижского искусства и луизианского искусства
без какого-либо различия. Иначе это будет просто иллюстрированный мир».
С этого момента художник перестал делать в таком большом количестве рисунки, этюды, сопровождавшие его
во время путешествий. Он считал, что только длительное пребывание в той или иной стране
«даёт возможность действительно узнать обычаи народа и его обаяние». Но вопреки своему же убеждению,
в 1873 на свет появилось полотно «Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане».
В апреле того же года мастер вернулся в Париж. Меньше чем через год его отец умер, оставив после себя огромные долги. Дела были в полном беспорядке, а банк под его бывшим управлением задолжал кредиторам астрономические суммы. Дабы сохранить семейную репутацию, Дега выплатил часть долга за счёт полученного наследства, но этого оказалось недостаточно. Чтобы окончательно свести концы с концами,
он был вынужден продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров.
Когда всё было улажено, живописец впервые задумался о продаже собственных полотен.
Одним из эффективных способов привлечения покупателей Дега считал выставки импрессионистов,
которые иногда помогал организовывать. С 1874 по 1886 состоялось восемь подобных экспозиций,
в семи из которых он сам принял участие. Нужно отметить, что в отличие от произведений других импрессионистов, его работы имели успех и отлично продавались.
В 1870-х художественная манера мастера изменилась: построение пространства приобрело небывалую остроту, появилось ещё больше динамики и свободы. Цвет уже имел самостоятельное значение, стал сложным
и наполненным светом. Дега так упростил и очистил рисунок от лишнего, что всего один контур мог передать игру мышц движущегося тела человека. Картины приобрели более скульптурный характер, контуры фигур и объектов выделялись толстой, прочерченной углем линией, а детали сводились к минимуму.
С середины семидесятых годов XIX века Эдгар Дега уже практически перестал писать портреты маслом,
перейдя на работу пастелью. Последним портретом маслом стало изображение
дочери своего друга Анри Руара Элен — «Элен Руар в кабинете отца».
После постановки диагноза «отслоение сетчатки» художник стал заботиться о своем зрении, как можно реже выходил днём на улицу, защищая глаза от солнечного света. По этой же причине Дега практически не работал
на пленэре. В результате большинство работ написано при газовом освещении, отчего художник получил прозвище «первый импрессионист ночи». Возможно, поэтому тема парижских кафе, дешёвых кафешантанов, певиц,
актрис и дам «полусвета» была притягательна для него.
Пожалуй, самой известной работой данной серии можно назвать «Абсент» («Любители абсента»),
где изображён интерьер известного в художественных кругах Парижа заведения «Нуавель-Атен»,
а позировали для картины художник и гравер Марселен Дебутен и актриса Элен Андре.
Особого внимания заслуживает произведение «Певица из кафешантан» («Певица с перчаткой»). Интересный факт — позировала для этой картины вовсе не певица, а известная пианистка Алиса Дегранж. Центром композиции является рука в чёрной перчатке, а открытый рот и несколько искажённые черты лица превращают изображение в карикатуру. Чтобы смягчить это впечатление, добавлены светлые акценты: блики на платье и лице, цветок в волосах.
Эдгар Дега очень любил лошадей. Интерес к этим грациозным животным у художника возник ещё в Италии.
Он с огромным любопытством следил за традиционными римскими скачками на Виа дель Корса,
создавая множество набросков.
Дега интересовала не столько пластика лошадей, сколько профессиональные жесты и движения жокеев. Но при этом важное место отводил цвету, признанному облекать беспорядочные фигуры жокеев в конкретную форму.
Художник всегда интересовался особенностями поведения людей из различных слоёв общества, их движениями, жестами, пластикой — всем тем, что он мог взять и отобразить на полотнах.
Так появилась серия картин на бытовую тему, где главными героинями выступали гладильщицы,
продавщицы галантерейных лавок и шляпных салонов. Работы решались, как правило, вне бытовой среды,
что помогло художнику достигнуть уровня социального обобщения.
Во всей этой серии Дега доказал, что даже бытовая сцена может выглядеть монументально.
С начала 1880-х Эдгар Дега чаще стал обращаться к изображению обнажённого тела.
Женские образы созданы вопреки всем канонам и условностям.
«Красота должна быть характерной», — утверждал Дега. Абсолютная естественность движений обнажённого тела может быть лишь во время купания, поэтому излюбленной темой художника стали «женщины за туалетом».
Героини полностью заняты собой — моются, причёсываются, вытираются после принятия ванны.
Они настолько погружены в свои мысли, что не задумываются о принятии изящных и грациозных поз.
Но всё же, ничто не соответствовало интересам художника так, как изменчивость и динамика танца.
Любимой темой его был балет, он погрузился в него с головой, посещая театры и танцевальные классы.
Известно, что Дега на протяжении двадцати лет ежегодно приобретал абонемент в Парижскую оперу.
Мастер воссоздавал чарующий мир танца, при этом наблюдая тяжёлый труд балерин.
Он изображал их во время репетиций, где они оттачивали движения до совершенства; во время спектаклей
под блеском софитов; во время редких моментов отдыха. Но большинство пастельных работ появилось
в мастерской, куда живописец приглашал своих моделей. И только спустя пятнадцать лет директор
Парижской оперы разрешил Дега работать непосредственно за кулисами театра.
Картина «Оркестранты оперы» стала одной из первых работ, написанных на эту тему.
Полотно предлагает взглянуть на сцену через оркестровую яму, где центральное место среди музыкантов
занимает друг живописца Дезире Дио, играющего на фаготе, а вверху виднеется только нижняя часть сцены.
Ранние картины этой серии выделяются долей фотографичной бесстрастности, с которой художник изображал балерин. В 1871 было написано произведение «Танцкласс», в нем Дега блестяще передал
волнение юной танцовщицы перед последней репетицией.
«Танцкласс» был представлен публике в 1874 на выставке импрессионистов, после которой Дега стал известен
как «художник, пишущий танцовщиц». После этого на свет появилась целая череда «балетных» картин:
«Урок танцев», «Завершающий арабеск», «Перед экзаменом», «Танцовщицы» и,
наиболее выразительная из них, «Голубые танцовщицы».
Большинство произведений выполнено в технике пастели, в которой мастер выработал своеобразные приёмы наложения красочного слоя — раздельными мазками-штрихами, словно объединяющими рисунок и живопись.
Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами,
иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушёвывать кистью или пальцами. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупнёнными, почти плоскостными формами,
стеснённостью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер.
В конце жизни, практически полностью потеряв зрение, Дега обратился к скульптуре, которую называл «ремеслом слепого». В новом виде искусства он воплощал всё те же темы, что и в своих картинах, —
танцовщиц, купальщиц или скачущих жокеев.
Небольшие по размеру работы он лепил для себя, поэтому лишь немногие из них доведены до конца.
Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
«Не было искусства менее непосредственного, чем моё», — так сам художник оценивал собственное творчество.
Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы
по их претворению в художественный образ. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Он был рождён для рисунка.