КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ МАКОВСКИЙ
(02.07.1839 - 30.09.1915)
русский художник, написавший множество
исторических картин, знаменитых портретов.
Но при этом более всего прославившейся картиной «Дети, бегущие от грозы»,
изображающей простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.
Уже рождение во многом предопределило последующую биографию Константина Маковского.
Он появился на свет 2 июля 1839 года в Москве в семье бухгалтера Егора Ивановича Маковского
и его супруги Любови Корниловны, урождённой Молленгауэр.
Маковские жили в атмосфере преклонения перед искусством: глава семейства коллекционировал картины
и гравюры, рисовал сам, его жена имела хороший голос. Среди завсегдатаев дома числились Карл Брюллов, Василий Тропинин, Михаил Скотти, а любовь отца к живописи полностью передалась детям.
Помимо Константина, известными художниками стали два его брата и сестра.
Своим главным учителем в творчестве Константин Маковский считал именно отца.
В 1851 году в 12 лет Константин поступил в училище живописи и ваяния Московского художественного общества, к организации которого приложил руку
его отец. Мальчик обучался в классе известного портретиста Сергея Константиновича Зарянко,
который всячески поощрял творческое мышление
у своих студентов. Расположение и соотношение фигур
по методике Зарянко не являлось обязательным,
как того требовала классическая композиция. Подобный подход, по мнению преподавателя,
помогал молодым художникам формировать самостоятельный взгляд на свои произведения. Неудивительно, что из училища вышло много видных передвижников – Василий Перов, Иван Шишкин,
Алексей Саврасов и др.
Окончив училище, в 1858 году Маковский отправился в Санкт-Петербург, чтобы в Императорской академии художеств совершенствоваться в анатомическом рисунке и композиции. Его талант проявился сразу.
Каждый год работы Маковского на библейские, мифологические или исторические темы
удостаивалась золотой или серебряной медали, в т.ч. и его первое крупное полотно
«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», написанное в 1862 году.
Потребность в изображении реальной жизни и ограниченность классических сюжетов вызвали в 1863 году знаменитый «бунт четырнадцати», когда лучшие выпускники академии отказались писать конкурсные работы
на соискание большой золотой медали и шестилетний пенсион на поездку в Европу
по предложенной академией тематике. Среди несогласных был и Константин Маковский.
Несмотря на громкий скандал, дошедший до самого императора, отказники получили дипломы классных художников и организовали Санкт-Петербургскую артель художников. Целью сообщества, впоследствии ставшего
ядром Товарищества передвижников, декларировалась взаимопомощь в продвижении и реализации картин, написанных артельщиками.
В 1860-е и 1870-е гг. Константин Маковский сконцентрировался на бытовой живописи, а также писал на заказ портреты в салонной манере. Среди работ того периода стоит отметить
«Селёдочницу» (1867), «Народное гулянье во время Масленицы» (1869), «Жницу» (1871).
С самого начала своей художественной карьеры Маковский проявлял тягу к многофигурным композициям
и эффектным изображениям, что не только доказывало его превосходную выучку, но и имело успех у публики.
После путешествия по Египту в середине 1870-х гг. направление творчества Маковского сместилось от социальной тематики к экзотической и исторической. Он создал цикл работ, передающий неповторимый колорит Востока.
Неуёмная честолюбивая природа художника требовала от него признания в самых высших кругах и у богатых заказчиков, и на этом поприще Маковский добился невероятных результатов.
Он стал любимым художником императора Александра II, а его кисть имела самую высокую цену на рынке.
Надо отметить, что Маковский пользовался популярностью не только у отечественной публики.
Его картины «Боярский свадебный пир» (1883) и «Под венец» (1890) вызвали восторг в Европе.
В них видели виртуозно исполненную документальную реконструкцию давнего прошлого Московского государства. В 1880–1900-е гг. Маковский написал множество портретов идеализированных русских красавиц.
Лучшей в этой серии признается одна из последних его картин «За чаем», датированная 1914 годом.
Кисти Маковского принадлежит самое большое станковое полотно в России –
картина «Воззвание Минина к нижегородцам», которую он писал шесть лет.
Сюжет картины связан с событиями времён Смуты. Купец Кузьма обращается к собравшейся вокруг него толпе
с призывом сделать пожертвование для создания ополчения, которое призвано было защищать и освобождать родину от врагов. Картина представлена публике на 16-й Всероссийской промышленно-художественной выставке
в Нижнем Новгороде, впоследствии подарена городу в честь 300-летия династии Романовых.
До 1972 года находилась в Гербовом зале Городской думы, затем в том же году передана
Нижегородскому государственному художественному музею.
Несмотря на большой жанровый диапазон в творчестве художника (социально-бытовые, исторические сюжеты, портреты и натюрморты), наибольшую известность получила его картина «Дети, бегущие от грозы»,
изображающая простой, но исполненный драматизма сюжет из сельской жизни.
Маковский был чрезвычайно значимой фигурой в художественной жизни России последней трети XIX века.
Будучи модным автором портретов и исторических полотен Маковский подвергался либеральной критике,
но ценители его творчества видели в нём предвестника Русского импрессионизма.
Художник неизменно сохранял кипучую энергию и даже в пожилом возрасте продолжал много работать,
однако 30 сентября 1915 года по Петрограду пронеслась трагическая весть: «профессор живописи, действительный статский советник Константин Егорович Маковский погиб в результате дорожного происшествия».
На углу улицы Садовой и Невского проспекта кучер, управлявший экипажем художника, не смог удержать лошадь, когда она испугалась трамвая и понесла. Маковского выкинуло на мостовую.
76-летний живописец получил смертельную травму головы. Похороны состоялись на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. К сожалению, до наших дней могила художника не сохранилась.