ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

полное имя - Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес

(06.06.1599 - 06.08.1660)


испанский живописец, придворный художник

и близкий друг короля Филиппа IV.


Особенности творчества художника Диего Веласкеса: использование приёмов живописи барокко

(яркие контрастные цвета, резкие светотени, выразительные позы); точность (в том числе психологическая), реалистичность и естественность портретов; в произведениях художника находили источник вдохновения представители романтизма, импрессионизма, а также такие живописцы-новаторы, как Пикассо и Дали.

ДЕТСТВО

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес появился на свет в городе богатом и славном, но не Мадриде,

а столице Андалусии Севилье. Происходил из небогатой еврейской семьи переселенцев из Португалии.

Его отца звали Хуан Родригес де Сильва, а мать – Херонима Веласкес.

Официально Диего имел двойную фамилию, но в истории искусства остался под родовым именем матери.


Диего был старшим ребёнком в семье, где кроме него было еще семеро братьев и сестер.

Образование мальчик получил хорошее и оно включала в себя философию и знание нескольких языков.

К тому же уже в детстве преподаватели обратили внимание, что ребёнок интересуется изящными искусствами. Первые шаги в мире рисование Веласкес сделал в студии принадлежавшей Франсиско де Эррере,

когда ему исполнилось десять лет. Этот педагог напрочь игнорировал любые правила и моду на итальянские веяния, распространённые в те времена. Скверный характер педагога был известен всем,

потому амбициозный и талантливый ученик не смог это долго терпеть.


В двенадцатилетнем возрасте юное дарование оказался подопечным Франсиско Пачеко, который

и разглядел в мальчике настоящего гения. С этого момента начался новый виток в биографии.

К семнадцати годам Диего уже был совершенно самостоятельным живописцем, мечтающим попасть

к королевскому двору. Став художником, Диего не редко подписывал работы фамилией матери - это была весьма распространённая практика в Андалусии. Но есть и работы, на которых стоит фамилия его отца.


ТВОРЧЕСТВО


На первом этапе творческой биографии художник на своих картинах изображал самые обычные жизненные ситуации с участием простых людей. В его работах «Завтрак», «Двое юношей у стола», «Старуха, жарящая яйца», написанных в жанре bodegones, можно было увидеть самых обычных людей. К слову сказать, и название жанра

в переводе звучит как «харчевня, трактир». Среди учеников данного периода – Хуан де Пареха и Эстебан Мурильо. Когда Диего спросили, почему он рисует именно такие картины он ответил:

«Лучше быть первым изображая уродство, чем вторым, рисуя красоту».

"Завтрак"
"Двое юношей у стола"
"Старуха, жарящая яйца"

1622 год ознаменовался переездом в Мадрид.

Юный живописец, заручившись поддержкой и рекомендательным письмом от наставника, обратился к Хуану Родригесу де Фонсеке. На тот момент он был архиепископом и обладал возможностью представить Веласкеса

ко двору. Фонсеке свёл юношу с герцогом Оливаресом, который «на пробу» заказал собственный портрет,

а по окончанию работы показал её монарху, который на аудиенции похвалил живописца.


Через год Диего Веласкес получил привилегию писать портреты испанского короля Филиппа IV и его семьи. Первая картина была готова уже в 1923 году, а сам Веласкес по приказу Его Величества обязан был постоянно проживать на территории Мадрида. Придворная карьера стремительно набирала обороты, молодой художник получал жалование в 20 дукатов ежемесячно, а ещё жильё, бесплатное медицинское обслуживание

и отдельную плату за каждую написанною им картину.


В 1967 году Диего завоевал победу в конкурсе, в котором участвовали лучшие живописцы всей страны.

Стоит отметить, что конкурс был идеей самого короля, а главной темой стала «изгнание мавров».

Оценить саму картину сегодня, к сожалению, невозможно, так как пожар, случившийся в 1734 году, её уничтожил. Со слов же современников и письменных упоминаний известно, что на ней был изображён сам Филипп III, который дубинкой указывал на толпу мавров. Наградой за победу стала должность камергера. Через год после этого Веласкес был назначен на должность постоянного придворного художника короля Джеймса Морана.


В 1629 году Диего покидает Испанию на полгода. Его путь лежит в Италию, где он изучает работы знаменитых местных мастеров. Позднее критики скажут, что его первый визит оказал большое влияние на творчество,

но вот с кем именно он встречался и чьи работы его больше всего заинтересовали - так и не известно.

"Урок верховой езды
принца Бальтазара Карлоса"

После возвращения в Испанию Диего вернулся к своей прежней должности и из-под его кисти начали появляться портреты короля, его семьи и ближайшего окружения. Именно в это период было написано полотно «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса». На ней виден принц, гарцующий на коне в форме фельдмаршала.

Также к этому периоду относится портрет поэта Франсиско де Кеведо, портрет королевы Елизаветы Бурбонской

и несколько картин, посвящённых герцогу Оливаресу.

Веласкес исправно выполнял работу придворного живописца. За весь придворный период он создал

более сорока портретов короля, часто следуя за ним в его путешествиях и завоеваниях.

"Карлик дон Диего де Аседо
по прозвищу Эль Примо"

Были в творчестве живописца и картины, не связанные напрямую с монархом.

Среди них портреты шутов и карликов, к которым Веласкес относился с сочувствием и уважением. На картине «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» вы с первого взгляда увидите умное лицо, огромный фолиант и перо с чернильницей, что указывает на ум и образованность. К картинам этой серии также относятся

«Дон Хуан де Калабасас», «Франсиско Лескано» и «Пабло Де Вальядолид».

"Дон Хуан де Калабасас", "Пабло Де Вальядолид", "Франсиско Лескано"

К тридцатым годам семнадцатого века в коллекции Веласкеса появляется картина на религиозную тематику «Христос на кресте». Картина запечатлела образ Христа в первый момент после его распятия.

Спустя ещё десятилетие испанский монарх поручил придворному художнику основать в Мадриде первую академию искусств. Испания, где жило много художников, была очень богата на картины. Однако король решил, что страна остро нуждается и в скульпторах. Именно с целью изучения скульптуры, техники мастеров и для покупки готовых скульптур Веласкес, с позволения короля, вновь отправился в путешествие по Италии.

"Христос на кресте"

К концу сороковых годов Диего уже успел посетить Милан, Геную и Венецию, где познакомился с творчеством Веронезе, Тинторетто и Тициана. Приобретя понравившиеся работы, испанец направился в Ватикан.

Здесь ему предложили написать портрет Папы Иннокентия Х, который впоследствии был испорлнен в совершенно не свойственной для Диего манере – технике быстрого письма. Агрессивная манера написания и показанная

на портрете беспощадность понтифика смутили многих. Однако самому заказчику работа пришлась по вкусу.


1651 год ознаменовал окончание «итальянского» путешествия и возвращение в Испанию. Первое время

Веласкес занимался составлением каталогов картин и скульптур, приобретённых им в период путешествия.

После этого в творчестве Веласкеса наступает новый период, который выльется в шедевры мирового творчества. Вдохновлённый итальянским мотивами и под впечатлением от путешествия, Диего написал полотно «Венера с зеркалом». Римская богиня предстает во всей своей красе, томно лежащей на кровати, при этом повернувшись

к зрителям спиной. Она смотрит в зеркало, что услужливо придерживает сам купидон.

"Венера с зеркалом"

К середине пятидесятых годов семнадцатого века современные искусствоведы относят ещё одну работу Диего - «Пряхи». Как утверждают одни специалисты, на картине Веласкес изобразил девушек, которые работают

в гобеленовой мастерской. Другая группа специалистов уверена, что на картине изображён сюжет одной популярной на те времена басни, принадлежащей перу Овидия и рассказывающей о смертной Арахне.

Девушка рискнула всем и бросила вызов самой Афине во время конкурса ткачества. Картина построена

на многослойной сюжетной линии и нарисована в жанре bodegones, характерном для более раннего периода творчества Веласкеса. Картина была выполнена на заказ, полученный от дона Педро де Арсе, который занимал должность королевского охотника. Несмотря на тот факт, что картина была в королевской галерее, она чудом спаслась при пожаре 1734 года, хотя её края были значительно повреждены. Реставрационные работы велись

на протяжении нескольких десятилетий и уже до наших дней «Пряхи» дошла не в первоначальном виде.

"Пряхи"

В последние годы жизни Диего Веласкес создал несколько портретов королевских отпрысков, которые по праву относятся к лучшим его работам. «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» покоряет неповторимым стилем, мерцающими бликами и эффектом трехмерного пространства.

"Инфанта Маргарита Тереза"

В июне 1660 года Диего Веласкес удостоился чести оформить павильон и выстроить живописную композицию, предназначенную украсить церемонию бракосочетания испанской принцессы Марии Терезии и её жениха - короля Франции Людовика XIV. Сама церемония проходила на острове Фазанов, который расположился в живописном месте на реке Бидасоа.

Грандиозное мероприятие с огромным размахом и запросами подорвало и так не стабильное здоровье живописца. После возвращения в столицу он почувствовал недомогание и сильный жар. Веласкес понимал, что вскоре покинет этот мир, а потому в присутствии свидетелей составил завещание, в котором исполнение последней воли поручил любимой жене, детям и другу.

6 августа 1660 года Диего Веласкес скончался в своём доме, в кругу семьи. Официальной причиной смерти живописца указана лихорадка.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website