САЛЬВАДОР ДАЛИ
полное имя - Сальвадор Доменек Фелип Жасинт
Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь
(11.05.1904 - 23.01.1989)
великий и неординарный испанский
художник-сюрреалист 20 века.
Сальвадор Дали и сегодня остается загадочным гением. Оценки его творчества противоречивы. Своеобразный стиль художника удивляет
и требует расшифровки.
ДЕТСТВО
Сальвадор Дали родился в Испании в городе Фигерас 11 мая 1904 года.
Его родители были очень разные. Мать верила в бога, а отец наоборот, был атеистом. Отца Сальвадора Дали звали тоже Сальвадор. Многие считают, что Дали назвали в честь отца, но это не совсем так. Хоть у отца и сына были одинаковые имена, всё же младшего Сальвадора Дали назвали в память о его брате, который умер не дожив до двухлетнего возраста. Это беспокоило будущего художника, так как он чувствовал себя двойником и просто отголоском прошлого. Также у Сальвадора была сестра, которая родилась в 1908 году.
Учился Дали плохо, был балованным и неусидчивым, хотя способности к рисованию у него появились ещё в детстве. Первым учителем Сальвадора стал Рамон Пичот. Уже в 14 лет его картины были на выставке в Фигерасе.
УЧЁБА В АКАДЕМИИ
В 1921 году Сальвадор Дали уехал в Мадрид
и поступил там в Академию изобразительных искусств.
Учёба ему не нравилась. Он считал, что сам может преподавать своим учителям искусство рисования.
К этому времени Сальвадор Дали уже имел свою собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо,
что послужило катализатором для знакомства художников.
Он оставался в Мадриде лишь потому, что ему было интересно общаться с его товарищами. Там он познакомился
с Федерико Гарсиа Лорка и Луисом Бунюэлем. Позже тесное общение Сальвадора Дали с Бунюэлем вылилось
в фильм под названием «Андалузский пёс», который имел сюрреалистический уклон.
В 1929 году Дали официально стал сюрреалистом.
КАК ДАЛИ ОБРЁЛ МУЗУ
В 1929 году Сальвадор Дали встретил Галу — русскую художницу и модель Елену Дьяконову, которая тогда была женой французского поэта. В некоторых источниках можно найти информацию, что Дали был роковым мужчиной. Он отличался нарциссизмом, инфантильностью и то переоценивал себя, то обесценивал. Он вёл себя истерично-капризно
и намеренно театрально.
Встреча с Галой изменила Дали. Это была любовь с первого взгляда. Она стала его музой и моделью для многих картин, живым мифом и современной иконой. Сильная и решительная Гала, обладавшая острой интуицией, стала вести дела Дали, взяв на себя роль организатора его профессионального успеха.
К 1937 году, когда Дали уже побывал в Италии, стиль его работ значительно изменился. Уж слишком сильно повлияли работы мастеров Возрождения. Вследствие этого Дали изгнали из общества сюрреалистов.
Во время Второй Мировой войны Дали уехал в США, где был узнаваем, и быстро добился успеха.
В 1941 году для его личной выставки открыл двери музей современного искусства. Написав свою автобиографию
в 1942 году, Дали почувствовал что он действительно известен, так как книга разошлась очень быстро.
В 1946 году Дали сотрудничал с Альфредом Хичкоком. В 1948 году Сальвадор Дали вернулся в Европу
и поселился в Порт-Льигате, выезжая оттуда то в Париж, то обратно в Нью-Йорк.
ЛУЧШИЕ КАРТИНЫ САЛЬВАДОРА ДАЛИ
Искусство Сальвадора Дали нельзя переоценить. Невозможно вычленить в его наследии лучшие и посредственные произведения. Все они гениальны, харизматичны, несут на себе неимоверный талант, коим Дали был так щедро одарён. Но стоит хотя бы упомянуть о самых известных его картинах.
Постоянство памяти
1931 г.
Эта картина из собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке — культовое произведение сюрреализма и одна из наиболее узнаваемых работ Сальвадора Дали. Знаменитые мягкие часы он придумал, глядя на сыр камамбер, который плавился на обеденном столе под жарким солнцем. Эту деталь автор добавил к неоконченному виду мыса Креус, который неоднократно появлялся в его работах. Гала, вернувшись в тот день из кино, сказала,
что зритель, который увидит картину однажды, уже не сможет её забыть.
Мягкие часы стали культовым образом в современном мире. Их можно купить в виде аксессуара, предмета интерьера, они нередко обыгрывались в сериалах, например, «Симпсоны» и «Улица Сезам».
Сам Дали сделал несколько скульптур и в 1954 переосмыслил их в картине «Дезинтеграция постоянства памяти».
Жираф в огне
1937 г.
Это одна из нескольких картин, в которых Дали, как говорят историки, выражает предчувствие Второй мировой войны. Символом войны здесь является пылающий жираф, которого автор описал как «мужского космического апокалиптического монстра». Женская фигура с выдвинутыми ящиками является отсылкой к психоаналитическому методу Зигмунда Фрейда, которым Дали очень восхищался. Он говорил: «Единственное различие между бессмертной Грецией и нашей эпохой — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело,
которое в греческие времена было просто неоплатоническим, теперь наполнено потайными ящиками,
которые открываются только с помощью психоанализа».
Метаморфозы Нарцисса
1937 г.
Эту картину (а также её тогдашнего владельца Эдварда Джеймса) Сальвадор Дали взял на свою первую и единственную встречу с Зигмундом Фрейдом в Лондоне в 1938 году. И это логично, ведь именно Фрейд
ввёл в психологию понятие «нарциссизм». Кроме того, это была первая работа, выполненная в канонах параноидально-критического метода Дали, который в значительной степени основывался на трудах Фрейда. Впоследствии учёный похвалил «молодого испанца с искренним взглядом фанатика»
за совершенную технику живописи — и Дали этими словами очень гордился.
Лебеди, отражающиеся в слонах
1937 г.
В произведении Сальвадор Дали использовал законы зрительного восприятия, которые меняются по таинственным причинам. Художник выявляет неожиданное сходство совершенно непохожих друг на друга объектов, как это часто бывает в восприятии людей. В его картине этот феномен превратился в виртуозный иллюзионистический спектакль. Лебеди, отражаясь в воде, принимают облик слонов. Похожий эффект возникает, если картину перевернуть:
тогда слоны превращаются в лебедей.
Сон (Спящий)
1937 г.
Сальвадор Дали очень ценил сон как источник необычных идей для своих картин. В течение дня он несколько раз засыпал на 20 минут и, проснувшись, зарисовывал увиденное в это время. Прототипом главной фигуры в этой картине стала одна из скал мыса Креус, которую местные прозвали «Спящей головой». Этот утёс Дали изобразил практически один в один, разве что вертикально и в соответствии с собственной замысловатой фантазией.
Искушение святого Антония
1946 г.
Культовая работа сюрреалиста в настоящее время экспонируется в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе. Дали написал «Искушение святого Антония» в 1946 году для конкурса. Его организовал среди ведущих сюрреалистов кинопродюсер Дэвид Лоу для съемок фильма «Личные дела милого друга».
В картине Дали можно найти множество сюрреалистических элементов, типичных для его работ.
Примечательно, что «Искушение Святого Антония» — первое из произведений, в которых художник проявил
свой интерес к переходу между земным и небесным. Что же касается цели создания картины —
это было единственное художественное состязание, в котором участвовал Дали.
Галатея сфер
1952 г.
Дали сильно заинтересовался ядерной физикой с момента первых взрывов атомной бомбы в августе 1945 года.
Его любимой пищей для размышлений стало то, что материя состоит из атомов, которые не соприкасаются друг
с другом. В своих картинах он начал изображать парящие предметы, не контактирующие между собой.
Его друг, художник Антони Питшот, вспоминал, что Дали очень гордился глубиной перспективы в «Галатее…»
и сферами, которые он написал. Автор хотел, чтобы эта картина была выставлена на мольберте, принадлежавшем французскому художнику Жану-Луи-Эрнесту Мейсонье, в зале под названием «Дворец Ветра» в Театре-музее
в Фигерасе. Там она находится и по сей день.
Христос Иоанна Креста
1952 г.
Это, пожалуй, самая известная икона XX столетия. Вдохновение для неё явилось художнику во сне — в нём эта картина была «ядром атома». «Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной — Христа!», — пояснял затем Дали.
Для фигуры Христа позировал голливудский каскадёр и гимнаст Рассел Сондерс. Художник подвесил его к специальной раме в своей студии, чтобы увидеть, как выглядит тело под нужным углом и как на него воздействует сила тяжести. Впоследствии спортсмен рассказывал, что Дали был очень скрупулёзным и аккуратным
в передаче всех деталей.
Искусство Сальвадора Дали нельзя переоценить.
Невозможно вычленить в его наследии лучшие и посредственные произведения. Все они гениальны,
харизматичны, несут на себе отпечаток неимоверного таланта, коим Дали был так щедро одарён.
Художник и по сей день остаётся загадочным гением. Творчество Дали воспринимается неоднозначно.
Его произведения могут нравиться или не нравиться, могут даже шокировать.
Но они всегда привлекают внимание и не оставляют людей равнодушными.