Уильям Уилки Коллинз
(08.01.1824 - 23.09.1889)
английский писатель, драматург,
автор 27 романов, 15 пьес
и более чем полусотни рассказов.
Биография Уильяма Уилки Коллинза берет начало 8 января 1824 года в Лондоне, в зажиточном квартале Марилебон,
в семье английского живописца, члена Лондонской академии художеств Уильяма Коллинза и Харриет Геддес.
Фамилию мальчик унаследовал от отца, а среднее имя, по которому позже его узнал весь мир, досталось от крёстного – художника-жанриста Дэвида Уилки.
Спустя 4 года после рождения первенца в семье появился ещё один ребенок – Чарльз Алстон Коллинз.
Позже он пошёл по стопам отца и стал живописцем.
Первые знания Уилки и Чарльз получили дома. Семья Коллинз была глубоко религиозной, поэтому Харриет принуждала сыновей посещать церковь, читать молитвы перед сном и соблюдать посты. Эта сторона жизни была не по вкусу будущему писателю, но в зрелости он исповедовал христианство с охотой и усердием.
Одновременно с работой на предприятии Уилки создал первое произведение – рассказ «Последний тренер»,
который в 1843 году был опубликован в журнале «Illuminated». В том же году англичанин написал дебютный роман
«Иолани, или Таити, как это было», предложил его печатному дому «Chapman & Hall», но в 1845 году получил отказ.
Книга так и не вышла в свет при жизни автора: первое издание появилось лишь в 1999 году.
Попытки Уилки стать писателем развеяли надежды Уильяма Коллинза на то, что сын унаследует его профессию и станет художником. Тем не менее, отец не остался в стороне от выбора будущего для наследника: он навязывал Уилки
путь священнослужителя, а затем убедил поступить на юриста в почетное общество Линкольнс-Инн в 1846 году.
Коллинз-младший проявлял незначительный интерес к закону и большую часть времени трудился над романом «Антонина,
или Падение Рима». После смерти отца в 1847 году Уилки опубликовал первую серьезную работу – «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра, члена Королевской Академии художеств». Этот роман обессмертил имя английского живописца.
Мужчины стали закадычными друзьями и коллегами. В мае того же года вместе сыграли в пьесе «Не так плохо, как кажется» Эдварда Бульвера-Литтона, зрителями которой стали королева Виктория и принц Альберт.
Произведения Коллинза «Ужасно странная кровать» (1852), «Жизнь разбойника» (1856), «Мертвый секрет» (1857)
и другие публиковались в журнале Диккенса «Домашнее чтение».
Произведения, опубликованные в 1860-е годы, являются лучшими в карьере писателя: «Без имени» (1862),
«Армадейл» (1866), «Лунный камень» (1868). Вместе с «Женщиной в белом» эти 4 книги обеспечили Уилки Коллинзу репутацию мастера пера и продавались большими тиражами, что позволило экономически окрепнуть.
Как же этот на вид скромный джентльмен
смог заставить читателей с нетерпением ждать развязки запутанной истории?
Первая причина – богатый жизненный опыт. Уилки Коллинз путешествовал с семьёй по Франции и Италии,
а после школы-интерната сменил несколько профессий - от работы в чайном магазине до журналиста,
а также изучал юриспруденцию.
Вторая причина – детально описанная повседневность. Готические романы пленяли читателей описаниями древних монастырей и заброшенных замков, показывали далёкие и экзотические места. Коллинз же помещает скелеты в шкафы добропорядочных викторианцев, а его сюжеты разворачиваются в обычных английских домах. Писатель точно и детально прописывает знакомых читателям персонажей и окружающую обстановку: ужасы становятся намного ближе, напряжение ощущается явственнее. На сочетании привычного фона и необычного сюжета строятся классические истории с привидениями и знаменитые романы Коллинза. С той лишь разницей, что у последних был в рукаве ещё один козырь.
Третья причина неразрывно связана со второй. Коллинз не просто описывал повседневность, но, как его друзья
и современники обсуждал в своих романах актуальные и животрепещущие темы. Вивисекция, колониализм, межрасовые отношения и права женщин – все эти проблемы викторианского общества Коллинз безжалостно выносит на первый план.
И не просто упоминает о них, а делает частью сюжета – именно предрассудки и отсутствие человечности мешают героям расследовать преступления. Сенсационные романы подкупали тем, что в них описывались не хтонические чудовища,
а обычные люди с понятными для современников проблемами и взглядами.
И четвёртая причина – клиффхэнгеры. Если вы думаете, что концовка, обрывающая повествование в самый напряжённые момент появилась в эпоху ТВ-сериалов, вам следует присмотреться к романам Коллинза. Последние, как и многие другие романы той эпохи, публиковались серийно, по несколько глав в каждом журнальном выпуске. И именно Коллинз приносил прибыль издателям, заставляя читателей покупать выпуск за выпуском, чтобы узнать продолжение истории, оборванной
на полуслове. Конечно, сейчас клиффхэнгеры в романах уже не играют своей роли, но сама структура текста,
тем не менее, всё ещё вынуждает нас переворачивать страницу за страницей.
В последние годы жизни здоровье Коллинза заметно ухудшилось: англичанин почти ослеп, не выходил из дома и с трудом писал. Свои знания он передавал молодым талантам, в том числе романисту Холлу Кейну, а также помогал им защищать
свои авторские права. Постепенно сочинительство стало способом борьбы с болезнью, которое не позволяло окончательно слечь в постель. Уилки Коллинз почти завершил роман «Слепая любовь», дописанный после его смерти Уолтером Безантом.
Поздние произведения автора были более актуальными, но менее захватывающими. Тем не менее, Коллинза,
наряду с Эдгаром По, называют родоначальником детектива – и уж несомненно первым представителем этого жанра
на Британских островах. И пусть он остался в памяти потомков писателем «второго плана»,
в середине 19 века ему не было равных в популярной литературе.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №13