МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

"ЕВПАТОРИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"

БИБЛИОТЕКА №2 ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ


























ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК

РУССКОЙ ЖИВОПИСИ


Виртуальная арт-галерея к 190-летию со дня рождения В. Г. Перова



Василий Григорьевич Перов

(02.01.1834 - 10.06.1882)


русский живописец, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века; академик (с 1866 г.) и профессор (с 1870 г.) Императорской Академии художеств,

один из членов-учредителей (в 1870 г.)

Товарищества передвижных художественных выставок.

Автопортрет, 1851 г.

Художник Василий Перов родился в Тобольске, в семье барона Георгия Криденера.

Он внебрачный сын мещанки Акулины Ивановой (по другим источникам Тюкиной),

отцом был губернский прокурор барон Георгий Криденер (Георг Густав Фридрих фон Криденер).

На момент рождения будущего художника его отец был женат на родовитой баронессе Амалии фон Штакельберг, родившей ему десять детей. В 1842 году баронесса скончалась, и Георгий Карлович смог жениться на матери Василия. Но статус мальчика это не изменило — он был обречён на биографию неприметного для родственников человека, в отличие от единокровных братьев и сестры. Трагичность ситуации заключалась ещё в том, что из всех оставшихся в живых сыновей барона Криденера Василий был старшим. В документах мальчик был записан

как мещанин, получив фамилию благодаря крёстному, дьяку Васильеву. Перовым он стал гораздо позже —

это прозвище появилось с лёгкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика.


Первые навыки по живописи и рисованию он получил в уездной художественной школе Александра Ступина

в городке Арзамас, куда он поступил благодаря стараниям отца - он уже тогда видел творческие способности сына и устроил 13-летнего мальчика на учёбу. Наставник также отмечал талант юного художника,

но Василий не смог закончить обучение из-за конфликта с другим учеником.


В 1853 году Василий приехал в Москву и начал обучение в училище ваяния, зодчества и живописи.

За этюд головы мальчика Перов получил серебряную малую медаль в 1856 году.

А через 2 года он получил уже большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие».

В годы обучения в училище он работает очень много. Его труд был вознаграждён

малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения – «Сцена на могиле», «Первый чин».

А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе».

Приезд станового на следствие, 1857 г.

Сцена на могиле, 1859 г.

Проповедь в селе, 1861 г.

Получение Большой золотой медали Императорской академией художеств означало получение пансиона

для зарубежной стажировки выпускника. Посетив европейские города, Василий Григорьевич поселился в Париже, где делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных.

Увлёкшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины – «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик».

Шарманщик, 1863 г.

Продавец статуэток, 1864 г.

Савояр, 1864 г.

Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет Академии художеств

о продолжении пансионерства на родине. Художник мотивировал своё желание отсутствием вдохновения

и удовлетворённостью от созданных на чужбине работ.


Возвратившись в 1864 году домой, он вливается в ритм Москвы и создает новые шедевры.

Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны:

он продолжает работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом.

К середине 1860-х на его картинах появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне, изменились и сюжеты — от сатиры художник перешёл к драме. Работы выставлялись на российских

и зарубежных выставках и принесли ему не только премии на конкурсах и дополнительные годы пенсионерства

от Академии художеств, но и звания академика и профессора. Среди полотен этого периода выделяют следующие: «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Приезд гувернантки в купеческий дом»,

«Птицелов» (за эту картину он получил звание профессора), «Рыболов», «Охотники на привале».

Провод покойника, 1865 г.

Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866 г.

Птицелов, 1870 г.

Рыболов, 1871 г.

Охотники на привале, 1871 г.

Монастырская трапеза, 1865-1876 г.г.

Перов Василий Григорьевич, будучи в звании профессора, с 1871 году преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился. Будучи критично настроенным к порядкам академии,

он вступает в ряды передвижников. Выставляясь со своими картинами, профессор удостаивается многих похвал

от писателей и коллег. В этот период он пишет портреты Бессонова, Борисовского, Писемского, Рубинштейнова, Погодина, Камынина. А портрет Фёдора Достоевского называют ярчайшим примером русской портретной школы.

Портрет А. Ф. Писемского, 1869 г.

Портрет Ф. М. Достоевского, 1872 г.

Художнику был отведён недолгий век. Он скончался в июне 1882 года в возрасте 48 лет.

Причиной смерти стала чахотка: Василий Григорьевич заболел еще в 1874 году, простудившись на охоте.


Василия Перова искусствоведы называют «певцом скорби», потому что большинство его произведений

изображают тяготы жизни простых людей, крестьян, неимущих, потерявших близких.

Художник-передвижник нашёл призвание в бытовой, исторической живописи и портретном жанре.

Сегодня большинство его работ выставлено в Третьяковской галерее в Москве.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website