Павел Варфоломеевич Кузнецов

(17.11.1878 - 21.02.1968)


знаменитый русский живописец, график,

театральный художник, монументалист, педагог.

Заслуженный деятель искусств РСФСР.


Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса, преподавал в художественных школах

и институтах Москвы, в том числе преподавал

в РГХПУ им. С.Г. Строганова.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ


«Себя я помню с трёхлетнего возраста, с тех пор, когда я впервые увидел восходящее солнце весной, при переезде моей семьи в цветущие сады... На озарённом зелено-фиолетовом небе показалось

золотое солнце, отражаясь в весенних водах гигантского пространства Волги»... (Павел Кузнецов)


Отец Кузнецова был иконописцем, так что художественные способности мальчика поощрялись с детства.


В 1887 году в Саратове образовалось «Общество любителей изящных искусств», которое впоследствии

стало школой, в которой Кузнецов занимался в течение нескольких лет.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов был одним из его учителей. Его влияние на сложившуюся стилистику Кузнецова из буйства красок и энергии с множеством декоративных решений сложно отрицать -

оно заметно невооружённым глазом.


Отучившись в школе, в 1897 году Павел Кузнецов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему преподавали Валентин Серов и Константин Коровин. Юный художник подавал огромные надежды,

что впоследствии привело его к успеху. Во время становления, Кузнецов увлекался

французским импрессионизмом – и это вполне закономерное увлечение: яркие цвета и выразительные силуэты природы всегда находили отклик в душе художника.


«Дворик в Саратове» — самая известная ранняя работа Кузнецова. Этот маленький пейзаж, во многих статьях

о Кузнецове называют «поленовским» (очевидно, по напрашивающейся аналогии с «Московским двориком»).

Сила его воздействия — в тонком, сведённом к основным доминантам колорите. Разбеленный солнцем цвет приобретает неожиданные оттенки — розовые в крышах, желтовато-розовые в песке, розовато-лиловые в тенях.

"Дворик в Саратове" 1896 г.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ


В 1904 году вместе с друзьями-художниками Кузнецов открыл в Саратове выставку «Алая роза».

Декоративные мотивы в работах Павла Кузнецова сочетаются с утончёнными фантазиями...

Выставка производит впечатление на публику и на критику.


В то время Борисов-Мусатов высказывался о художнике так: «...у него масса энергии,

и он любит работать как истинный художник. Его душа особенная – нужно разобраться и понять её...».


Три года спустя в Москве открылась выставка «Голубая роза», положившая начало русскому символизму. Лидером этого движения стал Павел Кузнецов. Выставка «голуборозовцев» отличалась вызывающим эстетством.

Картины были выставлены на фоне серебристо-серых и голубых драпировок, повсюду стояли многочисленные вазы с гиацинтами, нарциссами, лилиями. В залах звучала музыка Скрябина и Метнера,

читали свои стихи Валерий Брюсов и Андрей Белый…


Среди работ того периода обязательно стоит отметить самые изысканные - «Голубой фонтан» и «Утро».

"Голубой фонтан" 1905 г.

"Утро" 1905 г.

Осенью 1908 года Кузнецов отправился знакомиться с живописью во Францию.

Там на него распространился интерес европейских художников к теме Востока.

Вернувшись в Россию, он отправляется в заволжскую степь, и далее в Среднюю Азию...

Там он находит свой первобытный рай – свою идиллию!


Итогом восточных путешествий стали серии потрясающих картин, в которых чувствуется и «голуборозовская» любовь к синей гамме, и символика близких художнику с детства икон и храмовых фресок, и воспринятый опыт таких художников, как Поль Гоген, Андре Дерен и Жорж Брак, ну и, конечно, вся магия Востока.


Автора тянет к нетронутой природе, естественному цельному состоянию человека. Кузнецов изображает фигуру человека, словно изваяние, лишает его лица, а лошадь — темное, обобщённое пятно. Камни — ярких оранжевого

и желтого цветов, деревья — странных причудливых контуров. Мир словно только что возник из первозданного хаоса. Пейзаж наполнен таинственной, неведомой силой. Как и многие его современники, Павел Кузнецов

видел источник обновления искусства в оригинальном взгляде на привычный мир.


Его работы восторженно встречены критиками, а затем и зрителями. Работы того периода

попали в многочисленные престижные коллекции; слава художника продолжает расти.

"Продавец птиц" 1909 г.

"Спящая в кошаре" 1912 г.

"Мираж в степи" 1912 г.

"Вечер в степи" 1912 г.

"Гадание" 1912 г.

"Стрижка баранов" 1912 г.

"Восточный мотив" 1913 г.

На смену киргизским и бухарским мотивам приходят цветочные мотивы: появляются серии натюрмортов.


Сам художник писал в воспоминаниях: «...в моём творчестве во все его периоды большую роль

играют цветы. Цветы – это праздник природы, дающий человечеству жизнь и импульс...».

"Натюрморт с японской гравюрой" 1912 г.

"Бухарский натюрморт" 1913 г.

Первая мировая война, революции, гражданская война. Налаженный быт и худ занятия рушатся. В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом, принимал участие в издании журнала «Путь освобождения»,

вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе ИЗО Наркомпроса (1919—1924).


Как только восстанавливается мирная жизнь, Кузнецов срывается в странствия: Крым, Кавказ, вновь Средняя Азия. Наконец, Берлин и Париж. В Париже в 1923 году в галерее открылась его совместная с женой-художницей выставка. Сюжеты его картин меняются, но остаются лёгкость и характерная для Кузнецова гамма –

тонкие переливы цветовых тонов... Их чистота и сверкание определяют его живописную палитру как тональную.

"Узбечка" 1920 г.

"Парижские комедианты" 1925 г.

"Дорога в Алупку" 1926 г.

"Крымский колхоз" 1928 г.

Позже тематика полотен расширилась, автор обратился к темам труда и спорта.

По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в которых ощутим «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины,

животные и природа сливаются в один мощный аккорд».

"Пушбол" 1930 г.

Природа наделила Павла Кузнецова блестящим живописным даром и неиссякаемой энергией души.

Чувство восторга перед жизнью не покидало художника до глубокой старости.

Искусство было для него формой существования.


Всю жизнь Павел Кузнецов хранил первые пронзившие его впечатления из детства,

восхищение «цветущими саратовскими садами и восходящим над Волгой солнцем»...

«Против города Саратова, в котором я родился, раскрывается громадное воздушно-степное пространство, не мешающее мысли и взгляду человека пролетать равнодушно».


На полотнах Павла Кузнецова художественный язык, очищенный от схематизма и риторики,

передаёт ощущение ирреальности. Кажется, если долго смотреть на его картины, можно услышать

шорох травы, шум дождя, легкие шаги, тихие хлопоты по хозяйству и другие вечные звуки.


Кузнецов был очень тонким колористом, любящим сочетания нежнейших красок, полутонов, и, вместе с тем,

его картины напоминают фрески. Они подчеркнуто плоскостны, словно рассчитаны на союз с архитектурой.

И вот это сочетание интимной лиричности, монументальности и величественности и создало «стиль Кузнецова».

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website