Модест Петрович Мусоргский

(21.03.1839 - 28.03.1881)


— великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями.

Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки,

творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер

русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом

вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих деятелей музыкального искусства конца XIX — начала XX века.

БИОГРАФИЯ

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 21 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии,

в 400 км от Санкт-Петербурга.

Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриковичей. Пётр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу

в Сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного

из соседнего села Наумово.

Поскольку родители Модеста не имели недостатка в средствах,
детство его прошло в атмосфере постоянного праздника.
Окружённый заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций
и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В семь лет будущий композитор

без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали.

Антон Августович Герке


Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жёсткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству он стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых

в школе. Также композитор свободно владел французским, немецким, понимал латынь и греческий.

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в Санкт-Петербург, в Преображенский полк. Поселившись в столице, он познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеров в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

МУЗЫКА

Творческая биография Мусоргского началась

с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения

и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры

не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, два оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля»,

Модест Петрович задумался об опере.

В течение трёх лет композитор сочинял произведение
по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо»,
а через некоторое время занялся адаптацией
«Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя.
Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к этим произведениям и не окончил ни одно из них.
В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул»
и «Калистрат». Эти сочинения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Далее последовала серия жанровых романсов («Светик Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и другие), приобретших невероятную популярность у одних современников и вызвавших неоднозначные отклики у других. А в 1867 году увидело свет симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в творческое содружество «Могучая кучка»,

Мусоргский впитывал национальные традиции и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий,

происходивших на Руси в прошлом и имевших место в современной ему России.

"Могучая кучка": М.П.Мусоргский, Ц.А.Кюи, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков

Композиторы стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы.

Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов», на создание которого композитора вдохновил

памятный подарок Людмилы Шестаковой — одноимённый томик Александра Сергеевича Пушкина с автографом писателя.

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на двух темах: судьбе человека и судьбе народа,

а также отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция

«Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович
в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов XVII века. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору.
Он постоянно отвлекался на другие произведения, писал детские песни: «В углу», «Жук», «С куклой», которые
в итоге дождались своего часа, когда, присоединившись к ещё нескольким композициям, попали в сборник «Детская». Следующей главой в творчестве Модеста Петровича стали фортепианные пьесы, известные под названием
«Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», композитор сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора.

В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд

в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло ему продержаться в течение двух лет,

но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.


Большую часть жизни Мусоргский провёл в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты.
Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьёй, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.

Мусоргский прекрасно пел, его просили развлекать публику, когда друзья собирались на домашних концертах.

Модест Петрович мастерски владел голосом: переходил с баритона на фальцет в зависимости от роли,

которую ему приходилось играть. Считается, что прозвище Мусорга, образованное от греческого «мусургос» — певец,

когда-то легло в основу фамилии рода композитора.

СМЕРТЬ И ПАМЯТЬ О КОМПОЗИТОРЕ
В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского дало сбой. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.
К середине марта 1881 года здоровье Модеста Петровича значительно ухудшилось, что и стало причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили его в Санкт-Петербурге, на территории Александро-Невского монастыря.

Спустя почти век после смерти композитора, в 1972 году,
в фамильном особняке его матери открыли музей, посвящённый жизни и творчеству автора оперы «Борис Годунов». При жизни Модеста Петровича был написан только один портрет, который сейчас выставляется
в Третьяковской галерее, но в память потомкам сохранились несколько фото разных лет.

Именем Мусорского названы улицы в десятках российских городов, а также в Алматы, Праге, Париже. Дань почитания таланта композитора отдана в виде памятников, мемориальных досок и музыкальных учебных заведений,
в названиях которых упоминается имя Модеста Петровича. В его честь названы малая планета и кратер на Меркурии.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website