МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
"ЕВПАТОРИЙСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА"
БИБЛИОТЕКА №2 ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ
ХУДОЖНИК-ЗАГАДКА
Виртуальная арт-галерея
к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича


Казимир Северинович

МАЛЕВИЧ

(23.02.1879 - 15.05.1935)


российский художник-авангардист

польского происхождения.

Помимо этого являлся педагогом,

теоретиком искусства, философом.


Основоположник супрематизма -

одного из крупнейших направлений абстракционизма.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ


Известный художник родился в Киеве.

Согласно одним источникам, он родился в 1878 году. Однако по другим данным, Казимир родился на год позже. Отец будущего великого живописца проходил службу на заводе, на котором производили сахар.

Мануфактура располагалась вдалеке от большого города, поэтому юный Казимир провел своё детство

в живописных украинских деревнях. Красивые пейзажи и деревенский быт нашли отражение в творчестве художника и даже подарили ему вдохновение для первых картин.

Позже в рассказах Малевича о детстве упоминается, как на плантациях все работы проводили крестьяне

разных возрастов, в то время, как мальчик любовался красивыми видами и разглядывал крестьян.

Мать будущего великого художника избрала традиционную для тех времён роль домохозяйки. Женщина воспитывала четырнадцать детей,

среди которых Казимир был старшим.

В семействе говорили преимущественно на польском языке, но будущий художник и его братья с сёстрами прекрасно говорили и на русском и украинском языках.


Однажды отец взял будущего художника на ярмарку. Здесь мальчуган впервые увидел картины. Они настолько поразили его, что он решил связать с живописью свою дальнейшую жизнь.

Так Казимир начал рисовать, что не совсем понравилось отцу семейства, который видел в сыне

продолжателя семейного дела, поэтому отдал мальчика в аграрное училище.

Неожиданную поддержку оказала юноше мама, которая поддерживала в нём тягу к живописи.

Позже парень всё же поступил в художественную школу, но проучился он всего лишь год.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ


Свою первую картину молодой художник написал

в возрасте шестнадцати лет. Она называлась «Лунная ночь». На полотне была изображена одинокая лодка, залитая белым лунным светом. Интересно, что на первую же работу нашего героя вскоре нашелся свой покупатель. Картина была продана за 5 рублей. Сегодня участь первого творения Малевича

остаётся неизвестной – картину так и не нашли.

В 1896 году семейство переезжает в Курск. Казимир идёт работать чертежником, но всё свободное время отдаёт живописи. Рисование было отдушиной, в которой живописец отдыхал от скучных чертежей и рутинной работы.

Он даже создал коллектив творческих единомышленников, которые разделяли его взгляды. Уже через два года после обоснования в Курске художник представил первую выставку своих работ. В это время молодой человек остро ощутил нехватку академических знаний, поэтому решил перебраться в столицу. О своём решении Малевич рассказывал позже. По его словам, деньги он мог заработать только в Москве, где обитали самые известные живописцы, а природа была всюду. Молодой художник собрал небольшую сумму, которой должно было хватить на учебный год в столице. Причём Казимир планировал приехать обратно в Курск, когда деньги закончатся.

Молодой художник решает бросить всё и отправиться вслед за мечтой.

Он снял за 7 рублей маленькую комнатушку,

где помимо него жило около тридцати человек.

В 1905 году подал документы в столичное художественное училище, но его не приняли.

Деньги и правда кончились очень быстро –

спустя полгода живописец вернулся домой.

Новая попытка покорить столицу произошла

в 1906 году, когда Казимир постарался во второй раз поступить в московское училище.

К 1907 году Казимир окончательно селится в Москве. Он начинает ходить в местную художественную школу, где постигает азы живописи, изучает историю искусств. В течение трёх лет наш герой жадно учился,

а к 1910 году он принял участие в выставке художественного авангардного общества.

Представители сообщества «Бубновый валет» отрицали классическую живопись, им претили реалистические традиции. В рамках этой организации Казимир смог познакомиться с известными деятелями искусства.

Вступление в «живописный авангардный клуб» стало ещё одним шагом к творческим экспериментам.

В самом начале художественной биографии художник пытался отыскать собственный стиль.

Сначала живописец пробовал подражать стилистике других направлений.

Первоначально его интересовала иконопись, именно в этом жанре он будет создавать свои первые произведения. Также Казимир пытался писать в импрессионистическом жанре, но потом отошёл от этой традиции.

Следующий эксперимент в творческой биографии художника относился к жанру авангард.

Но и тут молодой живописец не был удовлетворён результатами своей работы.

Затем будущий мастер кисти взял за основу тему, которая интересовала его с детства – крестьянство. Молодой художник писал крестьянский быт, старался передать красоту жизни обычных городских рабочих. Крестьянству посвящен целый цикл работ Казимира, которые можно разделить на несколько периодов. Самый первый период – жизнь крестьян в деревне.

К нему относятся полотна «Косарь», «Жница» и другие. Силуэты крестьян искажены, линии очень чёткие,

но простые.

Свои следующие работы художник пишет в модном в то время жанре кубофутуризм.

Второй период «крестьянского» творчества живописца можно назвать «трудовым». Сам художник утверждал,

что он решил создать серию картин, на которых бы изображались крестьяне за работой.

Следующий период – «пригородный», в рамках которого Малевич изображал дачников и представителей рабочих профессий. В завершающем периоде этой серии художник пишет картины, используя сюжеты из жизни

городских жителей – служащих, горничных, полотеров и лакеев.

Косарь, 1857 г.

В 1911 году картины художника выставлялись в рамках объединения творческих людей «Московский салон».

Спустя год Казимир поехал в Мюнхен, чтобы презентовать свои работы вместе с картинами других художников.

В это время художник вступает в творческую группу под названием «Ослиный хвост». Представители «хвоста» открыли общественности творчество знаменитого живописца Нико Пиросмани.

Казимир дружил с представителями футуризма от литературы. Знаковой считается его дружба с Алексеем Крученых, а также с литератором Велимиром Хлебниковым. Художник выступал иллюстратором для работ своих друзей и даже подготовил костюмы и декорации к опере авторства Крученых.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ КАРТИНЫ МАЛЕВИЧА


«ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ»


Пожалуй, картину «Чёрный квадрат» знают даже те, кто далек от живописи. Она и сегодня вызывает немалое удивление тех, кто видит чёрный холст вместо привычных образов и идей. Одни говорят, что в этом нет никакого мастерства и они сами могут намалевать такое за пару минут, другие видят в этом смелость и гениальность.

Как бы то ни было, произносимую по самым разным поводом фразу «Малевич. Чёрный квадрат!» слышали многие.

Интересна история происхождения этой удивительной картины, идея которой пришла Малевичу за два года

до её создания. В 1913 году он трудился над декорациями к опере «Победа над Солнцем», где вместо солнца

взял чёрный квадрат. Такая замена символизировала то, что теперь художественному авангарду освещает дорогу созданное Малевичем направление под названием супрематизм. Последний подразумевал отказ

от предметности и доминирование в живописи цвета. Так впервые у художника родилась идея картины

с изображением чёрного квадрата.

Чёрный супрематический квадрат, 1915 г.

В 1915 году в Петербурге проходила выставка «0,10», на которой супрематисты могли представить обществу

свои работы. Для заполнения залов требовалось не меньше трёх десятков работ, которых у представителей нового направления пока не было. Однако Малевича это не остановило: он трудился днём и ночью, создавая одно произведение за другим. Когда он нарисовал на одном из полотен чёрный квадрат и полностью завершил работу над ним, вдруг испытал сильное облегчение и произнёс, что создал главное произведение своей жизни.

Вероятно, после той картины с солнцем он осознал, что чёрный квадрат и есть главный символ супрематизма, символ отказа от всего старого искусства и перехода к искусству новому. Сам художник после создания

«Чёрного квадрата» потерял всяческий покой, у него пропал аппетит, он не мог уснуть.

«Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог», — говорил автор гениального творения.


Так как со временем краска на картине стала расслаиваться, эксперты предположили, что за чёрным слоем скрываются другие многочисленные слои. Рентген показал, что за квадратом действительно есть другие рисунки

в схожих стилях с теми, что были представлены на выставке «0,10». Вполне возможно, что неудовлетворенность этими работами натолкнула художника на мысль отказаться от них и закрасить их чёрной краской.

Это объясняет тот факт, что квадрат имеет не совсем ровные края, то есть художник не использовал

чертежных инструментов и не имел намерения вычертить строгую геометрическую фигуру.

Заметим, что «Чёрный квадрат» существует не в единственном варианте.

Помимо него есть ещё три аналогичные работы, отличающиеся от оригинала цветом и размерами.

«КРАСНЫЙ КВАДРАТ»


Картина «Красный квадрат», рождённая на свет автором в том же 1915 году, вызывала не меньше недоумений

и разночтений. В преддверии революции одни видели в квадрате кровь, другие революционный флаг,

а третьи сравнивали с огнём пылающей печи. Однако для самого автора появление красного квадрата

вслед за чёрным стало новым открытием. Красный стал первым цветом, который вошел в его новую систему супрематизма после чёрного триптиха и открыл дорогу новым цветам.

Вероятно, кроме цвета у него были и какие-то свои ассоциации, так как на обратной стороне картины значилась надпись «Женщина в двух измерениях», а через пять лет после написания Малевич дал картине второе название — «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Таким образом, красный квадрат остался

такой же загадкой, как и чёрный. Кстати, новая картина ещё больше потеряла правильные геометрические формы

и превратилась в четырёхугольник.

Красный квадрат, 1915 г.

«БЕЛОЕ НА БЕЛОМ»


В 1918 году Казимир Малевич переходит к так называемому белому супрематизму, символом которого становится белый квадрат. Открыв ранее для себя чёрный квадрат, в один прекрасный момент Малевич приходит к тому,

что пиком беспредметности является вовсе не черный, а белый квадрат, размещённый на белом фоне.

Чтобы реализовать свою идею, он вначале закрашивает одним белым оттенком холст, а затем на нем изображает немного другим оттенком повернутый квадрат. Так рождается композиция «Белое на белом».

По словам самого творца, белое символизирует чистое действие, несёт в себе мир.

Белое на белом, 1918 г.

«ЧЁРНЫЙ КРУГ»


Картина «Чёрный круг» была написана в то же время, что и «Чёрный квадрат» и участвовала на выставке «0,10». Вместе с «Чёрным крестом» обе упомянутые картины образовали знаменитый триптих Малевича, который

в дальнейшем представлялся на многих выставках. И все же ни круг, ни крест не произвели на зрителей такого эффекта, как чёрный квадрат. Возможно, это связано с заявлениями художника относительно квадрата.

Он сказал, что с появлением чёрного квадрата завершилась история развития мировой живописи.

Позже живописец создавал ещё несколько версий «Чёрного круга» для разных выставок.

Триптих

«СКАЧЕТ КРАСНАЯ КОННИЦА»


В годы советской власти Малевичу не простили того, что он не желал вступать в ряды КПСС, а единственной

его признанной картиной оказалась «Красная конница». Из всех его абстрактных композиций именно она

была более-менее понятна зрителю: пусть и лишенная деталей, пусть на странных цветных полосах,

но всё же вполне понятная конница с не менее понятным названием. Художник назвал работу

«Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы» и прописал это название

на обороте полотна. Ради того, чтобы картина больше соответствовала революционному времени,

он даже датировал её 1918 годом, хотя эксперты указывают более позднее время создания.

Скачет красная конница, 1932 г.

«МИСТИЧЕСКИЙ СУПРЕМАТИЗМ»


«Мистический супрематизм (Чёрный крест на красном овале)». При взгляде на неё многие начинали искать религиозную подоплёку. Однако, как пояснял сам художник, его крест с религией не связан и является производной от базового элемента, то есть от черного квадрата. Если двигать квадрат в разных плоскостях,

как раз и получится крест. Квадрат, крест и круг образуют, согласно супрематической теории художника,

чёрный триптих. Последний и посвящён основным формам творения.

Мистический супрематизм, 1920-1922 г.

«СУПРЕМАТИЗМ. 18-Я КОНСТРУКЦИЯ»


Работа была выполнена в 1915 году — в тот самый год, когда Малевич основал супрематизм. И является она одним из ярких символов этого художественного направления. По мнению художника, искусство представляет собой умение создавать конструкции на основании веса, скорости и направления движения.

Супрематизм. 18-я конструкция, 1915 г.

Главной особенностью творчества Малевича считается мастерское наложение красок, в результате чего изображенное становится «выпуклым», объёмным. К примеру, чтобы получить красный цвет, живописец накладывал красный поверх чёрного фона. Благодаря этому приему зритель видел объемную картинку, темноту и глубину красного цвета. Эта особенность творческого почерка мастера очень помогла исследователям –

зная об излюбленном приёме Малевича они без труда распознают подделки и оригиналы картин.


Мы рассмотрели лишь наиболее показательные картины художника, что не позволяет составить полное представление о его творчестве. Не удивляйтесь, если увидите подпись Малевича под реалистичным пейзажем, кубофутуристической композицией или работой в стиле импрессионизма. Он был разноплановым художником

и пробовал себя в разных направлениях. И супрематизм — лишь наиболее яркое из них.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Евпаторийская централизованная библиотечная система"
Библиотека №2 им. Леси Украинки
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website