В 2023 году исполняется 200 лет со дня рождения русского драматурга и писателя

Александра Николаевича Островского,

на произведениях которого строится классический репертуар театров России,

а литературное наследие исчисляется десятками пьес.



«Свои люди – сочтёмся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано

в 1849 году, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница», «Лес» и «Снегурочка».


В биографии Александра Островского почётное место занимает театральное дело.

Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу, он значительно реформировал, развил русский театр.

За годы творчества им создано множество произведений, которые стали классикой драматургии

и до сих пор не сходят со сцены. Стоит выделить: «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». С 1885 года Островский

возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.


Сегодня мы предлагаем вам вспомнить советские фильмы,

созданные по его классическим произведениям.

"Без вины виноватые", 1945 год

Одна из репертуарных постановок Александра Островского - классический пример драмы,
все действия которой разворачиваются вокруг «страдающей» героини.

Автор создавал пьесу уже пожилым человеком
и сам удивлялся, как легко она писалась:
«Мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я в мои лета не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождёшься».

По мотивам пьесы в 1945 году Владимир Петров снял одноименный фильм.

На чёрно-белом экране Россия середины 19 века. По сюжету известная актриса Кручинина соглашается поехать на гастроли в городок, где она провела тяжёлые молодые годы. Здесь её когда-то предал любимый человек,

и ей пришлось пережить страшную утрату — она потеряла сына. В родном городе Кручинина знакомится

с молодым актёром и пытается помочь ему на нелегком театральном поприще.

Актриса ещё не знает, что связывает их с начинающим артистом.


Главную роль в фильме исполняет Алла Тарасова. К этому моменту она уже не раз играла в пьесах

по Островскому на сцене МХАТа и даже снялась в роли Катерины в кинофильме «Гроза» 1933 года.

Вместе с ней в картине участвовали другие известные актёры того времени, среди них —

Виктор Станицын, Борис Ливанов, Ольга Викландт.


"Снегурочка", 1952 год

Сюжет пьесы «Снегурочка» Островский почерпнул из народной сказки, которую встретил у собирателя фольклора Александра Афанасьева. Новаторскую пьесу, в которой хотели объединить драматическую, оперную и балетную труппы, нужно было написать быстро. Срочный театральный заказ драматург выполнял вместе с молодым Петром Чайковским, который создавал музыкальное сопровождение к постановке.

Далеко не все современники поняли эту «весеннюю сказку». Она сильно выбивалась из ряда других работ Островского. Музыкальный вариант «Снегурочки» — опера Римского-Корсакова — больше пришлась по вкусу публике. Именно благодаря её успеху этот сюжет решили использовать

в пятой полнометражной картине «Союзмультфильма».


В основу мультфильма легла история о дочке Деда Мороза и Весны — Снегурочке.

Её ледяное сердце никогда не испытывало человеческих радостей, и только дар матери позволил ей полюбить. Киновед Сергей Асенин писал об этой работе режиссера Ивана Иванова-Вано:

«Гармоничное сложение трёх потоков — традиционных национально-изобразительных мотивов, классической музыки и литературы — как бы помножено на современное мировосприятие художника,

на гражданственность и гуманизм, составляющие суть его творческой позиции».


"Женитьба Бальзаминова", 1964 год

«Женитьбу Бальзаминова» Константин Воинов снял по мотивам трилогии Островского о молодом чиновнике Бальзаминове. В неё вошли пьесы «Праздничный сон —
до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!»
и «Женитьба Бальзаминова».

Мелкий чиновник Бальзаминов мечтает о браке по расчёту. Чтобы достичь желаемого приданого, ему пришлось пережить не одно неудачное сватовство. Но всё же он достиг успеха
в своем непростом холостяцком деле: женился на властной
и богатой купчихе. В финале фильма маменька Бальзаминова успокаивает сына: «Ничего, Миша, с деньгами-то мы и без ума проживём!..»

Неоспоримое достоинство фильма — актёрский состав. Бальзаминова играет Георгий Вицин, причём в двадцатилетнего охотника за приданым ему пришлось преобразиться в 46 лет. Его долго гримировали, поэтому сам актёр шутил, что фильм можно было назвать «женитьбой забальзамированного». А матушка Бальзаминова — Людмила Шагалова — была на шесть лет младше своего «сына».
Также в кадре повляются и другие звезды советского кино: Надежда Румянцева, Людмила Гурченко, Нонна Мордюкова
и Ролан Быков.

"Жестокий романс", 1984 год

В основу фильма «Жестокий романс» режиссера Эльдара Рязанова легла «Бесприданница» Островского. Это третья экранизация пьесы и попытка режиссера выйти из привычного для него комедийного жанра. Публика высоко оценила фильм, он быстро стал популярным. Однако критики посчитали интерпретацию Рязанова слишком вольной, его даже обвинили в опошлении пьесы.

Действие разворачивается в вымышленном городе Бряхимове. Дворянка из уважаемой семьи Харита Игнатьевна Огудалова после смерти мужа осталась почти без денег одна с тремя дочерьми. Выдать их замуж — единственный для неё вариант «выживания» в свете. Двум старшим дочерям удалось найти мужей. «Непристроенной» осталась младшая — прекрасная Лариса. К ней оказались неравнодушны сразу несколько кавалеров. Один из них — Сергей Паратов — очень обаятельный, но легкомысленный барин.


Роль Ларисы Огудаловой сыграла Лариса Гузеева. Фильм стал дебютом актрисы в кинематографе и открыл

ей дорогу в кино. Однако исполнение Гузеевой стало очередным объектом нападок. Так, критики отмечали,

что на фоне таких профессионалов, как Алиса Фрейндлих и Никита Михалков, её игра терялась,

а литературовед Борис Костелянец даже написал, что «неопытность, а временами даже беспомощность начинающей актрисы фильм не пытается преодолеть».


Отдельная любовь зрителя в «Жестоком романсе» — музыка. Саундтрек к фильму после премьерного показала сразу же выпустили на виниловых дисках и аудиокассетах. А романсы в исполнении Валентины Пономаревой

и Никиты Михалкова до сих пор знают в каждом российском доме.


"После дождичка в четверг", 1985 год

Последняя в подборке работа вряд ли ассоциируется у массового зрителя с фигурой Островского.

Советская киносказка «После дождичка, в четверг...» действительно была написана по мотивам либретто драматурга. Только этот текст создавался для оперы, которой не суждено было увидеть сцену.

В 20 веке материалы сказки отыскал советский драматург и бард Юлий Ким. Он довёл сюжет до логического завершения — сам Островский его не дописал — и поставил на сцене Театра Маяковского.

После успешной постановки режиссер Михаил Юзовский решил перенести сказку на экран.


В картине все любимые герои русских сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Жар-птица и Иван-царевич. Помимо яркого актёрского состава (Олег Табаков, Олег Анофриев, Татьяна Пельтцер, Наталья Крачковская) зрителям полюбились яркие костюмы, остроумные диалоги и песни Геннадия Гладкого.

А спецэффектами, которые удалось создать советским инженерам и каскадёрам,

восхищался даже Стивен Спилберг, пытавшийся разгадать тайну полёта ковра-самолёта.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №13

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website