КОКО ШАНЕЛЬ: ЖЕНЩИНА В ЧЁРНОМ

Веб-обзор к 140-летию со дня рождения Габриэль (Коко) Шанель

Коко Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во Франции.

Она была второй по старшинству из 6 детей прачки Жанны Деволь и торговца Альберта Шанеля. Родители Коко не были официально женаты, а девочку назвали Габриэль в честь медсестры,

которая помогла ей появиться на свет.


Впоследствии она не любила вспоминать о своём детстве, потому что в нём было мало

счастливых моментов: семья жила бедно, мать умерла молодой, а отцу дети не были нужны -

когда Габриэль было 11 лет, он отравил её и двух сестёр в сиротский приют при монастыре.

Мальчики Шанель тоже не остались с родителем, занявшись тяжёлым трудом в деревне.

Больше Коко своего отца никогда не видела.


Там, в женском монастыре, Габриэль проводит почти семь лет. Она вдохновляется стилем барокко

и роскошью религиозных предметов, а также начинает любить сдержанную чёрно-белую гамму.


Став знаменитой, Габриэль Бонёр Шанель как-то сказала, что ненавидела приютскую униформу, которую ей приходилось носить, в ней все девочки были безликими.

Тогда у неё и зародилась мечта — одеть женщин красиво и со вкусом.

"Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть"

Coco Chanel
Она предполагала, что ничего примечательного
с ней после приюта не случится, но всё равно мечтала
о блестящем будущем и богатой жизни.

В 1901 году, когда Шанель исполнилось 18 лет,

девушка переезжает в католический пансионат

в городке Мулен, примерно в 240 километрах к северо-востоку от Обазина. В Мулене она встречает французского коннозаводчика и богатого наследника Этьена Бальсана. В 1907 году они покидают город и начинают жить

в его имении под Парижем.


Монастырь дал Шанель начальные навыки шитья
и рекомендацию, она устроилась помощником продавца
в магазин белья, а в свободное время пела в кабаре. Девушка мечтала стать балериной, певицей, танцовщицей, ходила по кастингам, но безрезультатно.

Кстати, своё прозвище Коко она получила в кабаре,

так как много раз пела песню «Ко-ко-ри-ко». Хотя сама Габриэль, которая любила придумывать факты своей биографии, настаивала на том, что так её называл отец

в детстве.


Ей были чужды образы дам того времени, поэтому

она носила вещи своего возлюбленного Этьена:

брюки для верховой езды, тельняшки и спортивные джемперы. В это же время она начинает делать шляпки, совершенствуя сложные дизайны и делая их современными. В 1910 году Коко Шанель стала лицензированной модисткой, открыла первый бутик

в Париже, на улице Рю Камбон. В 1912 году её шляпки прославила актриса театра - Габриэль Дорзиа, надев их

на сцене и использовав в фотосессии для журнала.

"У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление"

Coco Chanel

Когда товарищ Бальсана, английский предприниматель Артур Кейпел, приехал в имение с визитом, он сразу обратил внимание на стиль Коко: его восхищала её непохожесть, уверенность и талант. Именно Артур, которого все называли Бой, стал главной любовью в жизни Шанель.

Он помогал ей во всех начинаниях и заставил верить в себя.


Он не только финансово поддерживает её дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности.

Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле,

где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых. Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками

и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.


По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать,

а раздевать женщин. Её одежда даёт приоритет удобству. Всё больше дам расхаживают по Довилю

в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать –

«в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.


Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле: отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье.

Но какая мода может быть в военное время? Всё та же – удобная мода Шанель.


Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

"Люди не могут вечно заниматься инновациями.

Я хочу создавать классику"

Coco Chanel

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учётом бутиков

в Довиле и Париже, достигает 300! К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит недёшево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого,

Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает - чтобы воспринимали всерьёз.


Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками

и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.



А дальше? А дальше - ПАРИЖ!


В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда.


Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться

к Коко Шанель. Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной.

Деньги текут рекой!


Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело.

Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.


В те времена процветают классовые предрассудки.

Шанель замечает, что Бой стыдится её, вследствие чего пара расстаётся.

"Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями,

я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы

известной всем Шанель без помощи мужчин"

Coco Chanel

Знакомство с творческой элитой

и меценатство


Из депрессии Коко выводит знакомство

с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба

с этой женщиной продлится более 20 лет.

Габриэль сознаётся, что без неё она бы

так и умерла «полной идиоткой».


Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у неё появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин

и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом

Пьером Реверди.

"Когда я найду цвет темнее чёрного, я буду носить его.

Но до тех пор я ношу чёрное!"

Coco Chanel

Коко знакомится с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов».

За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той,

которая сама достойна звания «трудоголик».


Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям.

Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора

Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион»

для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалёком прошлом

нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!


Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность:

открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии,

открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

ВЕЩИ-ЛЕГЕНДЫ ОТ МАДАМ КОКО


1

МАЛЕНЬКОЕ ЧЁРНОЕ ПЛАТЬЕ

"Хорошо выкроенное платье идет любой женщине"

Coco Chanel

Впервые в истории моды Коко Шанель представила маленькое чёрное платье как универсальную вещь для любого случая. Белые строгие воротники и манжеты делали его идеально подходящим

для дневного времени суток, а множество украшений или, например, роскошное колье – нарядным, вечерним. Сегодня для нас столь практичный и многофункциональный подход к гардеробу является нормой. Но тогда, до великой Коко, никто и представить себе не мог, что чёрный – это не только траурный цвет. Пытаясь оправдать своё непонимание, люди придумывали легенды:

якобы Шанель носит траур по своему возлюбленному Артуру Кейпелу.


Изменилось ли что-то с тех времен? Пожалуй, не особо.

Идеи Шанель и сегодня актуальны как никогда. Разве что маленькое чёрное платье эволюционировало до маленького синего, серого, красного, бежевого… кому что больше подходит,

да и маленькое на деле может оказаться отнюдь не таким уж аккуратным и невзрачным.

Однако главные идеи – лаконичность кроя и базовый цвет – остались неизменно притягательными.


2

МУЖСКОЙ ГАРДЕРОБ

"Красота начинается в тот момент, когда вы решаете быть собой"

Coco Chanel
Коко Шанель не стеснялась совать свой любопытный нос в мужской гардероб и брать оттуда всё, что ей понравится.

Так однажды на конной прогулке Коко появляется
в брюках. Со временем брюки стали неотъемлемой частью женского гардероба, но ввела моду на этот изначально мужской предмет именно Шанель. Ей мы обязаны также появлению в женском гардеробе лёгких жакетов
и курточек, джемперов, а также трикотажа и джерси, рубашек и блузок без рукавов, которые так удобно носить под жакетом. При этом Коко никогда не считали законодательницей спортивной моды. Однако приёмы, которые использует остроактуальный сегодня спорт-шик, первой предложила именно она. Надеть на трикотажный свитер жемчужные нити в несколько рядов – это,
по-вашему, что? Спортивно? – да! Шикарно? – ещё как!

3

ЛЕГЕНДАРНАЯ БИЖУТЕРИЯ

"Носить настоящие драгоценности имеет смысл только тогда,

когда рядом есть люди, способные отличить их от подделки"

Coco Chanel
«Жемчуг всегда прав», – говорила Коко Шанель,
вводя в моду не только натуральный жемчуг,
но и искусственный. А ещё предложила миксовать ювелирные украшения с бижутерией.

Общеизвестный факт: один из её поклонников герцог Вестминстерский подарил ей, кроме всего прочего, восемь метров отменного жемчуга. Однако роскошные нити Шанель надевала редко. Она заказала точную копию искусственных и так вошла во вкус,
что впоследствии стала продавать стильную бижутерию, пригодную для всех случаев жизни.

Она вообще не понимала, зачем нужны бриллианты, сапфиры и изумруды размером с кулак, если ты
не можешь носить это каждый день, просто так.

4

ТВИДОВЫЙ КОСТЮМ

"Мода, которую можно увидеть только в гостиных, —

это не мода, а костюмированный бал"

Coco Chanel

Это ещё одно стильное открытие в период знаменитого романа с герцогом Вестминстерским.

Когда Коко гостила у него в Шотландии, ей так понравилась форменная одежда слуг, что вдохновила её на создание легендарных жакетов. А ещё Шанель влюбилась с первого взгляда в твид,

прекрасно державший форму, но при этом не терявший своих мягких качеств, и в береты слуг

без козырька, надвинутые на глаза, с большой брошью надо лбом.


Вообще, нужно отдать должное предприимчивости Шанель: всё, что попадалось ей на глаза,

она умела превратить в легенду. К примеру, знаменитая цепочка по краям твидового жакета,

по её собственному признанию, – наследие формы кавалеристов из Мулена.

В своих моделях она часто использовала вышивку, галуны и тесьму, на них похожую,

сделав такие детали своей визитной карточкой.


5

ТУФЛИ-ЛОДОЧКИ НА НИЗКОМ КАБЛУКЕ

"Женщина в хороших туфлях не может выглядеть плохо"

Coco Chanel

Коко Шанель была уверена в том, что нет ничего более неудобного, чем каблук под пяткой.

И предложила принципиально другую обувь. С тех пор стильные двухцветные лодочки –

неизменная классика женского гардероба. А модный Дом Chanel из сезона в сезон демонстрирует

всё новые и новые интерпретации элегантной обуви на низком ходу,

будь то жокейские сапоги или даже мужские лоферы.


6

ШЛЯПЫ В СТИЛЕ УНИСЕКС

"Есть две вещи, которых мужчине постичь не дано:

это тайна Творения и шляпка его жены"

Coco Chanel


Как вы уже знаете, карьера Шанель началось именно со шляп. Это она предложила альтернативу большим пыльным сооружениям на женских головках в виде шляпок с элегантными полями

и одним задорно подрагивающим пером. Сама Коко носила шляпу, даже находясь дома.

Объясняла это простым и удобным вариантом быстро избавиться от незваных гостей.

Как только кто-то приходил, Шанель тут же искала свои перчатки и сумочку. Намёк понимали

все без исключения. Интересно, что это? Очередная легенда или элегантность до мозга костей?


7

СУМОЧКА 2.55

"Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю"

Coco Chanel

По признанию самой Коко, она вечно теряла сумочки, которые ей приходилось носить в руках.

Эту проблему Коко решила со свойственной ей простотой и гениальностью, пристегнув к стёганой сумочке цепочку. Сумка оказалась на все времена. Небольшие размеры и прямоугольная форма подходит для разных ансамблей и днём, и вечером.


8

ШАНЕЛЬ №5

"Духи — это невидимый, незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Они оповещают о появлении женщины

и продолжают напоминать о ней, когда она уже ушла"

Coco Chanel

Удивительно, но от этого аромата не устают.


Поклонники нишевой парфюмерии преданы этому парфюму безгранично. Но, конечно, лично Шанель этот аромат не создавала. Она выбрала его из двадцати других, произведенных для неё французским парфюмером Эрнестом Бо

по её заказу. А просила мадемуазель нечто принципиально отличное от приторных удушливых духов.


Шанель была уверена: женщина не должна пахнуть цветочной оранжереей. Выбор оказался успешным, а парфюм – легендарным.

Преемник Коко Шанель Карл Лагерфельд как-то подметил, что она придумала саму идею современности. Модельер всегда шла на шажок впереди времени и завоевывала мир своими простыми и актуальными идеями, пережившими её на десятилетия. Создать из своего имени легенду ей помогло отсутствие страха перед новаторством и конкуренцией. Шанель никогда не сомневалась
в своём вкусе и черпала идеи из повседневной жизни, обращая их в новое воплощение.
Мадам Коко изменила взгляд общества на моду. Она стала первым модельером, вхожим в высокое общество. Она сделала жизнь модниц комфортнее и намного проще. Она смогла доказать всему миру, что простота и лаконичность – это главные составляющие стиля. Любая женщина,
которая любит элегантную, но удобную одежду, в долгу перед великой Коко. Культовый стилист изменила мир моды, подарив ему новое лицо, а женщинам - свободу самовыражения.

«Шанель всегда №1, даже если это Шанель №5», – любила повторять кутюрье.

И даже сегодня, спустя более полувека после её смерти, жизнь великой Коко Шанель
всё так же не оставляет равнодушным даже того, кто далёк от мира моды.
А её внушительное модное наследие является предметом вожделения
миллионов женщин и давно стало нашей классикой, актуальной во все времена.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"Евпаторийская централизованная библиотечная система"

Библиотека №2 им. Леси Украинки

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website